Table of Contents Table of Contents
Previous Page  11 / 282 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 282 Next Page
Page Background

11

нейших общественно-политических событий 1917–1923 гг.» (внутри фондов

документы группировались по темам). Забегая вперед, следует отметить, что

единый валовый порядок учета негативов фотодокументов всех размеров при-

вел к необходимости их переучета после создания Фото-киноархива. Архивис-

ты занимались популяризацией фотодокументов через читальный зал архива

и на выставках, начали выделение и описание ленинских снимков для переда-

чи их в организованный в 1923 году институт им. В.И.Ленина (из этих съемок

временно был открыт фотографический подотдел)

10

.

В ноябре 1925 года Отдел вещественных памятников был переименован в

Иллюстративный. К этому времени произошли изменения в условиях ком-

плектования АОР фотодокументами: в 1922–1925 годах почти прекратилась

их добровольная передача, комплектование приобрело случайный характер.

Стремясь исправить ситуацию, работники Иллюстративного отдела сами

начали проводить обследование государственных архивов для получения

на хранение новых материалов, предпринимали попытки приобретения их у

коллекционеров и населения, подписали с Музеем Революции Соглашение о

взаимодействии в собирании и использовании фотоматериалов. Соглашение,

закрепленное Декретом СНК РСФСР от 4 февраля 1926 года, создало условия

для включения кинофотодокументов в состав ЕГАФ. Все это способствовало

тому, что к 1925 году в АОР удалось сосредоточить 3386 фотопозитивов и не-

гативов.

Положение с национализированными кинофотоматериалами на складах

обстояло гораздо хуже, чем в АОР. После окончания гражданской войны, в ус-

ловиях хозяйственной нестабильности, дефицита кинопленки и фотостекла,

неучтенные материалы разворовывались и продавались для бытовых нужд на

городских рынках. Оживление кинопроката в годы НЭП и отсутствие пленки

для копирования кинолент привело к утрате, в результате проката, не только

единственных экземпляров позитивов, но и негативов кинолент, чем можно, в

том числе, объяснить то, что до наших дней не дошло большинство фильмов

и киножурналов, созданных до 1917 года (в справочнике В.Вишневского

11

,

далеко не полном, как показала архивная практика, фигурирует 2689 наиме-

нований хроники за 1907–1916 годы). Свою роль в уничтожении ранних ки-

нодокументов сыграли и некоторые советские кинодокументалисты, которые

(несмотря на запрет в 1923–1924 годах проводить вырезания фрагментов из

старых лент) именно на основе негативов старой кинохроники создавали свои

новые фильмы, уничтожая, таким образом, первоисточники.

Но вернемся к идее специализированного кинофотоархива. Так как с пер-

вых дней Февральской революции кино- и фотодокументы активно исполь-

зовались для пропаганды идей новой власти, руководителям уже советской

страны постепенно становилась очевидной необходимость включения ки-

нофодокументов в состав государственного архивного фонда. Тем более, что

Председатель Совнаркома В.И.Ленин еще в 1919 году в своих работах отмечал

важное место кино в «самообразовании и саморазвитии рабочих и трудовых

крестьян», а в 1922 году в беседе с наркомом просвещения А.В.Луначарским

назвал его самым важным из искусств. Идею организации архива поддержи-