6
студенты, учителя, учащиеся; краеведы; коллекционеры), а также всех прочих
заинтересованных организаций, учреждений и лиц.
Краткий экскурс в историю РГАКФД (с общим представлением содержания архивных
документов и характера практической деятельности архива) призван расширить границы
определенной
исследовательской
информированности
перед
непосредственным
целенаправленным ознакомлением с описательными статьями путеводителя.
История архива фактически начинается с 1921 года, от создания иллюстративного
отдела в составе Архива Октябрьской революции. 4 февраля 1926 года был издан декрет
Совнаркома РСФСР «О передаче Центральному архиву РСФСР негативов фотоснимков и
кинофильмов, имеющих историко-революционный интерес», а 12 октября 1926 года принято
решение коллегии Центрархива «об организации фотокиноархива». В 1928 г. в Москве, на
территории бывшего Лефортовского дворца, было построено специальное здание
кинохранилища. В 1934 г. фотокиноархив объединяется с Центральным архивом
звукозаписей (образован в 1932 г.) и переименовывается в Центральный фонофотокиноархив
(ЦФФК). С 1941 по 1967 гг. архив назывался Центральным архивом
кинофотофонодокументов СССР. В 1953 г. переведен из Москвы в г.Красногорск
Московской области. В 1967 г., в результате отъединения фоноотдела и повторного
образования самостоятельного архива – Центрального государственного архива
звукозаписей СССР (ЦГАЗ СССР), становится Центральным государственным архивом
кинофотодокументов СССР (ЦГАКФД СССР). В 1978 г. в г.Владимире создан был
Центральный государственный архив кинофотофонодокументов РСФСР (с 1992 г. – филиал
ЦГАКФД СССР). В 1992 г. ЦГАКФД СССР преобразован в Российский государственный
архив кинофотодокументов (РГАКФД). В 1998 г. филиал прекратил самостоятельное
существование, документы его перемещены были в г.Красногорск.
Кинофотодокументы
РГАКФД
представляют
собой
уникальное,
весьма
разнообразное по тематической направленности, информационной насыщенности и
назначению архивное собрание отдельных кинофотосъемок за полтора века жизни нашей
страны и стран зарубежья (от 1850-ых годов - фотодокументы и начала 1890-ых годов -
кинодокументы до наших дней). Среди них: хроникально-документальные кинофильмы,
периодические киножурналы, специальные выпуски кинохроники, отдельные кино-
телесюжеты; отдельные фотосъемки, фотоочерки, фотоальбомы. Содержание архивных
документов разнообразно, как сама жизнь. Зримо и образно отображают они снятые на
пленку главные сквозные и параллельные эпизодические «сюжетные линии» гражданской и
военной истории таких государственных образований, как Российская империя, Российская
республика, Советская Россия, Советский Союз, Российская Федерация, а также зарубежных
стран в разнообразных аспектах её материальной, общественно-политической и культурной
составляющих.
Для современников и потомков в документах архива запечатлены творцы и
действующие лица истории в интерьерах различных эпох - многочисленные (отечественные
и зарубежные) представители всех общественных классов, социальных слоев и групп
населения: коронованные особы; дворяне, буржуа, интеллигенты, купцы, мещане,
ремесленники, рабочие, крестьяне; государственные, политические, общественные деятели;
военнослужащие; работники всех отраслей экономики; деятели науки, литературы и
искусства;
работники
просвещения,
культуры,
здравоохранения;
спортсмены;
священнослужители; люди различной расовой, этнической, национальной, религиозной,
возрастной принадлежности, а также асоциальные антиобщественные, деклассированные
личности.
При этом, не все исторические периоды равнозначно и полно отражены в собрании
архива: бóльшая часть его относится к истории советского общества, меньшая – к истории
досоветского и постсоветского периодов. Информационные и, следовательно,
источниковедческие потенциальные возможности как всего документального собрания