9
Переходя к сравнительной характеристике второго издания путеводителя, следует
начать с того, что построено оно на принципиально иной основе изложения информации,
называется «Путеводитель по кинофотодокументам РГАКФД» и состоит из двух
самостоятельных частей «Кинодокументы РГАКФД» и «Фотодокументы РГАКФД» с
объединенным научно-справочным аппаратом.
По причине особенностей организации хранения, учета, описания и использования
кинофотодокументов, существующих в практике работы архива (отсутствие фондирования,
классификации внутри видовых комплексов и, как следствие, поединичные - в валовом
порядке поступления в архив - учет, хранение, описание), путеводитель построен по
принципу не пофондового, а тематического описания документов. Таким образом, по типу
организации информации он является тематическим путеводителем с многоуровневым
описанием архивных документов. В качестве информационной основы описания
использована вторичная информация о содержании документов, изложенная на карточках
систематических кино и фотокаталогов. Таким образом, путеводитель базируется на
информационных возможностях архивных каталогов, создан путем аналитико-
синтетической переработки содержащейся в них документной информации, и представляет
собой обобщенное, систематизированное описание архивного документального собрания.
Структура основной содержательной части путеводителя строится на сочетании
историко-хронологической и производственно-отраслевой схем.
Прежде всего, проводится исторически сложившееся деление на документы
досоветского и советского периодов. В путеводителе представлено также относительно
небольшое количество документов постсоветского периода. Описание их не обособлено (не
выделено), а следует за хронологически предшествующими сведениями. Таким образом,
весть информационный массив путеводителя условно разделен на периоды, определявшие,
по сути, существование в новейшем времени Российской империи, Российской республики,
Советской России, Советского Союза и России постсоветской.
Документная информация в путеводителе сгруппирована в соответствии с
модернизированными вариантами классификационных схем систематических каталогов
кино и фотодокументов архива, изначально разработанных на основе Схем единой
классификации документной информации в систематических каталогах госархивов (СЕК,
М., 1978; СЕК, М., 1982).
Необходимость модернизации схем обусловлена тем, что в связи с кардинальными
изменениями в социально-политической и экономической жизни российского общества, их
информационный язык в значительной степени перестал отвечать потребностям
классификационного анализа и организации документов РГАКФД, как одной из
составляющих Архивного фонда Российской Федерации. После распада Советского Союза
изменились основы государственного строя, общественно-политическая жизнь и экономика
России. Изжили себя коммунистические идеология и фразеология, во многом определявшие
построение и содержание СЕК 1978 и СЕК 1982.
В целях освобождения классификационных схем путеводителя от идеологической
заштампованности, субъективных политизированных оценок событий и фактов, устаревшей
терминологии (архаизмов) и дополнения новой информацией проведена была частичная
модернизация названий подразделений на основе Схемы ЕКДИ (Единого классификатора
документной информации Архивного фонда РФ, 2007, разработанного ВНИИДАД).
Порядок построения путеводителя (схематика расположения в нем классификационных
делений, содержащих соответствующую документную информацию) частично видоизменен
по сравнению с существующим в каталогах. Значительные изменения имеют место в
подразделениях «Войны. Военные конфликты» («Гражданская война», «Великая
Отечественная война») и «Общественно-политическая жизнь». Путем укрупнения
классификационных делений их количество в путеводителе также несколько сокращено.
Классификационные схемы путеводителя, также как и каталогов, тематически
включают сведения по истории общественного и революционного движений, внутренней и