7
архива, так и повидовых документальных комплексов различны. Так, достаточно полно, хотя
и не всеобъемлюще, архивные кинофотодокументы отражают внутриполитическую и
социальную историю России, историю ее культуры. В то же время такие аспекты
исторического прошлого страны, как внешнеполитическая, экономическая история; история
науки и техники; история быта населения и религии представлены не столь полно, чаще
эпизодически и фрагментарно в виде отдельных съемок, как правило, официального
характера.
Безусловно, без возможного привлечения кинофотодокументов в качестве источников
информации для всестороннего анализа и объективного восприятия исторических событий и
фактов, они будут существенно обеднены. Об уникальности информационного потенциала
РГАКФД свидетельствует факт включения его Указом Президента РФ № 275 от 2 апреля
1997 года в «Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской
Федерации».
Документы архива следует воспринимать не только как специфические исторические
источники, но и, в свете их художественных достоинств, как оригинальные произведения
кино и фотоискусства.
В
архивном
собрании
представлено
творчество
таких
выдающихся
кинематографистов, как Я.М.Блиох, Л.В.Варламов, Д.Вертов, И.В. и И.И.Гелейны,
С.А.Герасимов, И.А.Григорьев, И.С.Гутман, А.П.Довженко, В.А.Ерофеев, Р.Л.Кармен,
Б.Я.Карпов, И.П.Копалин, Л.М.Кристи, Л.В.Кулешов, А.А.Левицкий, А.Г.Лемберг,
В.П.Лисакович, А.А.Литвинов, А.И.Медведкин, В.В.Микоша, Ю.Я.Райзман, М.И.Ромм,
Э.К.Тиссе, В.П.Трошкин, М.М.Цехановский, Э.И.Шуб и др.
Собрание архива включает снимки таких фотожурналистов и фотохудожников -
мастеров документальной и художественной фотографии, как М.В.Альперт,
Д.Н.Бальтерманц, К.Бергамаско, В.К.Булла, Г.Вайль, Н.С.Грановский, В.П.Гребнев,
Д.Г.Дебабов, А.И..Деньер, М.П..Дмитриев, А.В.Егоров, Г.А.Зельма, Б.В.Игнатович,
А.Б.Капустянский,
В.С.Кинеловский,
О.Б.Кнорринг,
Б.П.Кудояров,
О.А.Ландер,
С.Л.Левицкий, В.Н.Минкевич, Г.И.Ностиц, П.А.Оцуп, М.А.Озерский, А.Пазетти,
М.С.Редькин,
В.И.Савостьянов,
Н.И.Свищов-Паола,
В.С.Тарасевич,
В.А.Темин,
А.В.Устинов, Е.А.Халдей, Я.Н.Халип, А.С.Шайхет, М.А.Шерлинг, Я.В.Штейнберг,
А.П.Штеренберг, Е.И.Явно и др.
Формирование документального собрания РГАКФД происходило и происходит как на
основе государственного законодательного (правового) регулирования отношений, так и в
договорном порядке (по общественной или частной инициативе) заинтересованных сторон,
сдающих (юридические и физические лица) и принимающей (архив) документы на
постоянное хранение.
Архив хранит кинодокументы различных студий: бывшей Центральной студии
документальных фильмов (ЦСДФ), Российской Центральной киновидеостудии хроникально-
документальных и учебных фильмов (РЦСДФ), бывшей Центральной киностудии научно-
популярных и учебных фильмов («Центрнаучфильм»), бывших киновидеостудий «Человек и
время», «Отечество», «Юность», «Риск», «Современник» и др., региональных киностудий и
студий кинохроники, комитетов по телевидению и радиовещанию, ведомственных
киновидеостудий.
Источниками комплектования архива фотодокументами на разных этапах
существования были главные редакции информации центральных информационных агентств
– бывшая Фотохроника ТАСС и Фотохроника ИТАР-ТАСС, бывшая Фототека Агентства
печати «Новости» и Фото «Новости» РИА «Вести»; бывшая Фотография Президиума
Верховного Совета СССР и Фотография Управления делами Президента РФ, редакции
центральных газет и журналов.
Одновременно осуществлялись и осуществляются неформальные непосредственные
связи и контакты с создателями кинопроизведений (продюсерами, режиссерами,
операторами) и владельцами личных фотоархивов и коллекций (фотокорреспондентами и их