Вы здесь
Виртуальная выставка «С Лейкой и блокнотом», посвященная 100-летию легендарного фотографа Евгения Халдея
Возможно, кому-то не известна эта фамилия, но, два его снимка знает каждый. Это – «Первый день войны» и «Знамя Победы». 10 марта (23 марта по старому стилю) 2017 года – 100-летний юбилей человека, чья фотография стала символом Великой Победы – Евгения Ананьевича Халдея.
Биография Ефима Халдея (Евгений – творческий псевдоним фотографа) точно вписывается в историю Советской России. Родился он в шахтерском городке Юзовка на Украине. В семье рабочего-переплетчика Фима был третьим ребенком. Через год после его рождения, во время бандитского налета была убита его мать. Мальчик воспитывался у деда с бабушкой.
В то время в Юзовке держали фотоателье братья Клейманы, а их компаньоном оказался сосед Фимы. Любознательному мальчику было интересно узнать, как появлялось изображение на фотобумаге, и он вызывался промывать отпечатки, а заодно и пытался понять, как устроен фотоаппарат. По книжке он смастерил камеру из двух картонных коробок, объективом служила линза от бабушкиных очков. С балкона мальчик снял на стеклянную пластину городскую церковь. Кассету проявлял под кроватью. В фонаре, закрашенном красной краской горела свеча. Снимок отпечатан на дневной бумаге. Вскоре церковь взорвали, и он сделал еще один снимок, а первый стал свидетелем прошлого. И тогда Фима понял какая сила заложена в этом квадратике бумаги.
В 1935 году он окончил пять классов, приписав себе год, поступил на завод, там давали рабочую карточку на 800 граммов хлеба. На юге России свирепствовал голод.
По фотографическому займу с рассрочкой на год Ефим приобрел фотоаппарат «Фотокор-1» и стал много снимать. Одну из фотографий Халдея увидел редактор заводской многотиражки и предложил ему сотрудничать – разносить газеты по цехам, а заодно и фотографировать передовиков.
Так началась история Халдея в фотожурналистике. Первыми его учителями были редакторы газет. Далее агентство «Прессфото», затем агентство «Союзфото» в Москве (будущее ТАСС).
Азы профессии он постигал на практике, изучал печатные издания, учебные брошюры. Объектом его съемок были рабочие, колхозники, шахтеры – герои труда. Страна выходила из голода и разрухи, строилась новая идеология. Возросла роль оперативных печатных изданий. Из газеты «Сталинский рабочий» его пригласили в одну из лучших украинских газет «Социалистический Донбасс». Затем последовали участие в выставках в 1933-1936 годах и премия. Вскоре фотограф был отправлен на курсы повышения квалификации в Москву, а затем принят на работу в ТАСС. Ответственные командировки следовали одна за другой: Якутия, Западная Украина, Дальний Восток, Тянь-Шань, Карелия, Киргизия…
С началом Великой Отечественной войны Евгений Халдей вошел в группу военных корреспондентов, которые отправились на фронт. Он попал на Северный флот и потом всю жизнь носил морскую форму. Со своей камерой Leica он прошел всю войну от Мурманска до Берлина.
В числе фотокорреспондентов ТАСС Халдей был откомандирован освещать работу Международного военного трибунала в Нюрнберге, а его фронтовые фотографии, в том числе, были представлены на процессе как одни из вещественных доказательства преступлений фашизма.
За четыре года войны Халдей вырос в мастера, способного в одном снимке рассказать всё о событии. Он всегда оставался художником… Его часто спрашивали, как он сделал тот или иной снимок, недоумевая, как человек без образования так точно владеет пластикой кадра. И Халдей отвечал: «Как сделал? Сердцем и душой». И добавлял: «Всегда стремился снимать так, чтобы людям было интересно смотреть сегодня, завтра и послезавтра».