Вы здесь

Виртуальные выставки

Маленькую детскую страну на южном берегу Крыма в поселке Гурзуф открыли 25 июня 1925 года. Тогда на торжественной линейке стояли 80 пионеров из Москвы, Иваново-Вознесенска и Крыма. Жить им предстояло в брезентовых палатках.

Виртуальную выставку составили 70 фотодокументов из собрания Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД).

Это первый совместный выставочный проект Российского государственного архива кинофотодокументов и культурно-выставочного  центра Знаменское – Губайлово.  Слова из фронтовой песни  «С Лейкой и блокнотом…» стали названием этой выставки и как нельзя лучше подходят к фотографиям одного из ярких представителей плеяды фронтовых фотокорреспондентов – Е.А. Халдея.

Возможно, кому-то не известна эта фамилия, но, два его снимка знает каждый. Это – «Первый день войны» и «Знамя Победы». 10 марта (23 марта по старому стилю) 2017 года – 100-летний юбилей человека, чья фотография стала символом Великой Победы – Евгения Ананьевича Халдея.

«Новые поступления фотодокументов в Российский государственный архив кинофотодокументов в 2005–2015 гг.» – первая крупная виртуальная выставка, состоящая полностью из фотодокументов, находящихся на хранении в РГАКФД.

Общее количество переданных на постоянное государственное хранение в архив фотодокументов за 2005–2015 гг. составило 24 146 единиц хранения.

Выставку составили 178 фотографий за период с конца XIX по начало XXI века. Здесь представлены снимки, поступившие в архив из 17-ти разных источников: личных архивов, в т.ч. известнейших фотографов (Н.И. Свищова-Паолы, М.С. Наппельбаума, М.А. Трахмана и др.) и от различных организаций (Управления пресс-службы и информации Президента Российской Федерации, Государственной корпорации «Олимпстрой» и др.).

По каждому из источников поступления фотодокументов выставка содержит биографические сведения о фотографах и краткие исторические справки о предприятиях и организациях – источниках поступлений.

Выставку предваряет статья Е.В. Волковой – начальника отдела комплектования и ведомственных архивов РГАКФД, характеризующая это направление работы архива, особенности и изменения, произошедшие в нем в указанный период.

«Человек с киноаппаратом» 1929 года – это, пожалуй, самый известный документальный фильм XX века. Да и современного игрового кинематографа не было бы, если б не этот фильм Дзиги Вертова. Все технические аттракционы, которыми удивляют сейчас зрителей, были использованы Вертовым более 80-ти лет назад. Всевозможные модные сегодня «стоп-моушны», «слоу-моушны», «рапиды», «полиэкраны», «клиповые склейки» делались тогда ручкой кинокамеры, руками и ножницами, без компьютера и «Кэнона Марк два Дэ».

Вертов, возглавив в середине 20-х творческое объединение «Киноки», создал и провозгласил манифест, в котором призвал коллег по цеху отказаться от декораций и «красивостей» съемок. В его понимании, фильмы должны сниматься без актеров и без сценария. Да и вообще все недокументальные формы искусства должны быть забыты. «Человека с киноаппаратом» Вертов так и снимал, без сценария, доверяя лишь своему внутреннему пониманию структуры фильма.

Настоящая фотовыставка посвящена 120-летию со дня рождения выдающегося режиссера-документалиста Д. Вертова и году Российского кино.

Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга,
Российский государственный архив кинофотодокументов,
архивные учреждения Московской, Ярославской и Нижегородской областей, Республики Карелия
Архив города Будапешта

РГАКФД принял участие в электронном проекте, реализованном в рамках Соглашения о сотрудничестве между Архивным комитетом  Санкт-Петербурга и Архивом города Будапешта.

22 декабря 2016 года доступный на двух языках проект был презентован в медиацентре правительства Санкт-Петербурга.

Виртуальную выставку составили около 500 фотографий за 1900-1993 годы, созданных как советскими, так и венгерскими фотографами. Эти снимки – встречный взгляд венгров на Россию и россиян на эту европейскую страну.

С российской стороны участниками проекта выступили: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Российский государственный архив кинофотодокументов, архивные учреждения Московской, Ярославской и Нижегородской областей, Республики Карелия.

Фотографии из фонда РГАКФД (более 40 ед. хр.) представлены во всех трех тематических разделах выставки: «Архитектура и улицы», «Люди и повседневность», «Международные отношения».

Российский государственный архив кинфотодокументов,
Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева
электронная библиотека «Научное наследие России».

Виртуальная выставка «Сад жизни» (к 160-летию И.В. Мичурина) – это совместный проект Российского государственного архива кинфотодокументов, Государственного биологического музея им. К.А.Тимирязева и электронной библиотеки «Научное наследие России».

Тематически выставка делится на два раздела: биографический – «Иван Мичурин – кто он?» и социально-политический – «Плоды и корни мичуринской биологии».

Биографический раздел строится в жанре диалога, то есть, в контентном блоке пользователю предлагается оценить достоверность предлагаемых фактов или устоявшихся суждений о Мичурине. Ответы пользователя опровергаются или подтверждаются текстами документов. Хронология биографических событий, по возможности, выдерживается, но не является стержнем выставки, поскольку диалоговая форма спонтанна, и претендует не на академическую полноту, а на занимательность.

Раздел по истории науки содержит документы и мультимедийные материалы (включая трёхмерные модели и оцифрованные кадры кинохроники), характеризующие научную деятельность И.В. Мичурина, а также основные этапы развития ботаники и генетики в СССР.

Российским государственным архивом кинофотодокументов для выставки «Сад жизни» были предоставлены 16 фотодокументов и 45 минут кинохроники, куда вошли фрагменты следующих кинодокументов:

  • «Совкиножурнал» № 69/248 (1929 г.), № 17 (1935 г.);
  • «Социалистическая деревня» № 24 (1931 г.), № 1 (1937 г.);
  • «Ударники полей», (1932 г.);
  • «Обновленная земля» (1934 г.);
  • «Юбилей И.В. Мичурина» (1934 г.);
  • «Похороны Мичурина» (1935 г.);
  • «Академик Т.Д. Лысенко» (1936 г.);
  • «Новости дня» № 51 (1949 г.), № 29 (1950 г.), № 56 (1955 г.).

2016 г. был объявлен перекрестным годом культуры Российской Федерации и Греческой Республики. История наших взаимоотношений насчитывает уже более тысячи лет. Недаром в этом году мы отмечаем 1000-летие присутствия русского монашества на Святой горе Афон. Бывало в наших отношениях разное, даже войны, а бывала и такая дружба, какой Россия не имела ни с одним славянским государством.

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель с кораблём «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут пребывания в космосе Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником – Днём космонавтики.

Коллекция документов из экспонатов фотовыставки «Россия. История в объективе», которая проходила в Выставочном зале федеральных архивов с 26.12.2006 по 28.01.2007.

Фотогалерея о Российском государственном архиве кинофотодокументов.

Страницы