Вы здесь

Виртуальные выставки

«Новые поступления фотодокументов в Российский государственный архив кинофотодокументов в 2005–2015 гг.» – первая крупная виртуальная выставка, состоящая полностью из фотодокументов, находящихся на хранении в РГАКФД.

Общее количество переданных на постоянное государственное хранение в архив фотодокументов за 2005–2015 гг. составило 24 146 единиц хранения.

Выставку составили 178 фотографий за период с конца XIX по начало XXI века. Здесь представлены снимки, поступившие в архив из 17-ти разных источников: личных архивов, в т.ч. известнейших фотографов (Н.И. Свищова-Паолы, М.С. Наппельбаума, М.А. Трахмана и др.) и от различных организаций (Управления пресс-службы и информации Президента Российской Федерации, Государственной корпорации «Олимпстрой» и др.).

По каждому из источников поступления фотодокументов выставка содержит биографические сведения о фотографах и краткие исторические справки о предприятиях и организациях – источниках поступлений.

Выставку предваряет статья Е.В. Волковой – начальника отдела комплектования и ведомственных архивов РГАКФД, характеризующая это направление работы архива, особенности и изменения, произошедшие в нем в указанный период.

«Человек с киноаппаратом» 1929 года – это, пожалуй, самый известный документальный фильм XX века. Да и современного игрового кинематографа не было бы, если б не этот фильм Дзиги Вертова. Все технические аттракционы, которыми удивляют сейчас зрителей, были использованы Вертовым более 80-ти лет назад. Всевозможные модные сегодня «стоп-моушны», «слоу-моушны», «рапиды», «полиэкраны», «клиповые склейки» делались тогда ручкой кинокамеры, руками и ножницами, без компьютера и «Кэнона Марк два Дэ».

Вертов, возглавив в середине 20-х творческое объединение «Киноки», создал и провозгласил манифест, в котором призвал коллег по цеху отказаться от декораций и «красивостей» съемок. В его понимании, фильмы должны сниматься без актеров и без сценария. Да и вообще все недокументальные формы искусства должны быть забыты. «Человека с киноаппаратом» Вертов так и снимал, без сценария, доверяя лишь своему внутреннему пониманию структуры фильма.

Настоящая фотовыставка посвящена 120-летию со дня рождения выдающегося режиссера-документалиста Д. Вертова и году Российского кино.

Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга,
Российский государственный архив кинофотодокументов,
архивные учреждения Московской, Ярославской и Нижегородской областей, Республики Карелия
Архив города Будапешта

РГАКФД принял участие в электронном проекте, реализованном в рамках Соглашения о сотрудничестве между Архивным комитетом  Санкт-Петербурга и Архивом города Будапешта.

22 декабря 2016 года доступный на двух языках проект был презентован в медиацентре правительства Санкт-Петербурга.

Виртуальную выставку составили около 500 фотографий за 1900-1993 годы, созданных как советскими, так и венгерскими фотографами. Эти снимки – встречный взгляд венгров на Россию и россиян на эту европейскую страну.

С российской стороны участниками проекта выступили: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Российский государственный архив кинофотодокументов, архивные учреждения Московской, Ярославской и Нижегородской областей, Республики Карелия.

Фотографии из фонда РГАКФД (более 40 ед. хр.) представлены во всех трех тематических разделах выставки: «Архитектура и улицы», «Люди и повседневность», «Международные отношения».

Российский государственный архив кинфотодокументов,
Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева
электронная библиотека «Научное наследие России».

Виртуальная выставка «Сад жизни» (к 160-летию И.В. Мичурина) – это совместный проект Российского государственного архива кинфотодокументов, Государственного биологического музея им. К.А.Тимирязева и электронной библиотеки «Научное наследие России».

Тематически выставка делится на два раздела: биографический – «Иван Мичурин – кто он?» и социально-политический – «Плоды и корни мичуринской биологии».

Биографический раздел строится в жанре диалога, то есть, в контентном блоке пользователю предлагается оценить достоверность предлагаемых фактов или устоявшихся суждений о Мичурине. Ответы пользователя опровергаются или подтверждаются текстами документов. Хронология биографических событий, по возможности, выдерживается, но не является стержнем выставки, поскольку диалоговая форма спонтанна, и претендует не на академическую полноту, а на занимательность.

Раздел по истории науки содержит документы и мультимедийные материалы (включая трёхмерные модели и оцифрованные кадры кинохроники), характеризующие научную деятельность И.В. Мичурина, а также основные этапы развития ботаники и генетики в СССР.

Российским государственным архивом кинофотодокументов для выставки «Сад жизни» были предоставлены 16 фотодокументов и 45 минут кинохроники, куда вошли фрагменты следующих кинодокументов:

  • «Совкиножурнал» № 69/248 (1929 г.), № 17 (1935 г.);
  • «Социалистическая деревня» № 24 (1931 г.), № 1 (1937 г.);
  • «Ударники полей», (1932 г.);
  • «Обновленная земля» (1934 г.);
  • «Юбилей И.В. Мичурина» (1934 г.);
  • «Похороны Мичурина» (1935 г.);
  • «Академик Т.Д. Лысенко» (1936 г.);
  • «Новости дня» № 51 (1949 г.), № 29 (1950 г.), № 56 (1955 г.).

2016 г. был объявлен перекрестным годом культуры Российской Федерации и Греческой Республики. История наших взаимоотношений насчитывает уже более тысячи лет. Недаром в этом году мы отмечаем 1000-летие присутствия русского монашества на Святой горе Афон. Бывало в наших отношениях разное, даже войны, а бывала и такая дружба, какой Россия не имела ни с одним славянским государством.

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель с кораблём «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут пребывания в космосе Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником – Днём космонавтики.

Коллекция документов из экспонатов фотовыставки «Россия. История в объективе», которая проходила в Выставочном зале федеральных архивов с 26.12.2006 по 28.01.2007.

Фотогалерея о Российском государственном архиве кинофотодокументов.

Федеральное архивное агентство
Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)
В экспозицию включены фотодокументы, предоставленные 7 федеральными архивами и государственными архивами 33 субъектов Российской Федерации, в т.ч.: Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Республики Карелия, Удмурдской Республики, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Приморского края, Ставропольского края, Архангельской, Брянской, Волгоградской, Кировской, Курской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Омской, Орловской, Пермской, Псковской, Ростовской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Смоленской, Свердловской, Тверской, Тульской, Томской, Челябинской и Ярославской областей, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.

Сайт, размещенный в рамках портала «Архивы России», содержит каталог электронных образов архивных фото-, фоно- и кинодокументов, хранящихся в государственных архивах Российской Федерации.

Сайт «Победа. 1941–1945» включает экспозицию наиболее ярких архивных фотодокументов, раскрывающих величие и историческую значимость подвига советского народа в Великой Отечественной войне, и информацию о составе и объемах фотодокументов военного периода, хранящихся в государственных архивах Российской Федерации. Фотодокументы сопровождаются информацией о месте, дате, авторах съемок и участниках военных событий, запечатленных на фотодокументах, а также сведениями о месте их хранения и архивных шифрах. В некоторых фотодокументах неизвестны даты съемки, сведения об авторах съемок и др. Особую военно-историческую и художественную ценность представляют размещенные в экспозиции работы известных фронтовых фотокорреспондентов – Е. Халдея, О. Кнорринга, М. Альперта, Я. Халипа, В. Тарасевича, Э. Евзерихина, И. Нарциссова, Г. Зельмы, Б. Игнатовича, В. Кинеловского, Л. Конова, О. Ландер, И. Озерского, М. Редькина, С. Струнникова, В. Темина, А. Шайхета, В. Яшкова и др., а также ряд редких фотоснимков, авторы которых не установлены.

На сайте представлены фотографии пресс-службы армии США, фотографии, изъятые у пленных солдат вермахта, фотосъемка министерства пропаганды III рейха, фотоматериалы, собранные представителями ЧГК.

Количество электронных образов – 2885. Общая продолжительность кинофрагментов – 5 часов 38 минут 39 секунд. Общая продолжительность фонодокументов – 3 часа 36 секунд.