Вы здесь
Искусство в кино
Выступление начальника отдела комплектования РГАКФД Р.М. Моисеевой на семинаре «Музей и экранное искусство».
Уважаемые коллеги!
Во-первых, хочу поблагодарить организаторов этого интереснейшего мероприятия за приглашение и отметить, что представителям архива всегда приятно находиться у вас в гостях. Наши связи год от года крепнут, мы всегда рады принять и вас в своих стенах. Следующий год юбилейный для архива, нам исполняется 80 лет, к этой дате будут готовится праздничные мероприятия, на которых мы непременно встретимся. Так что будем вас ждать с ответным визитом.
Но это я отвлеклась от темы своего выступления. Эта тема оказалась для нас достаточно сложной, так как мы, конечно, не искусствоведы, а хранители информации, однако, в силу своего разумения я попытаюсь вам кое- что рассказать.
Себе я решила напомнить прежде всего, что же такое искусство. Поделюсь этим с вами. Искусство- это художественное творчество в целом- литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, танец, театр, кино и другие разновидности творческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности. Род духовно-практического освоения мира, как органическое единство созидания, познания, оценки и человеческого общения. Поэтому тема искусства в кино (которое само по себе является искусством) тема обширная и непреходящая.
Вначале многие сомневались: искусство ли кино?
Может быть это просто техническое средство для фиксации и распространения произведений традиционных, вечных искусств? Ведь с самого начала было ясно, что «движущиеся фотографии» порождены бурно развивающейся техникой. И могут ли физика, химия оптика, механика породить новое искусство? Балаган! Ярмарочный аттракцион! Театр для нищих! Много и других презрительных наименований посыпалось на кино. А этот балаган завоёвывал всё новые миллионы зрителей, распространился по всем континентам, открывал всё новые качества… Считанные годы потребовались ему, чтобы прекратить все споры, опровергнуть сомнения и занять почётное место рядом с литературой в семье других искусств. Что же принесло оно человечеству в стремительно летящий, полный событий, грозный, тревожный двадцатый век? Мир менялся так быстро и решительно, как никогда ранее в истории человечества. И все эти перемены, все глобальные процессы кино обязано было отразить. И не пассивно отразить, а активно вмешаться в них. Гигантская, потрясающая задача – влиять на жизнь человечества, на ход истории, развитие культуры, духовности, нравственности… И выполнять всё это – формируя свои выразительные средства, вырываясь из положения новичка, примитива, становясь едва ли не самым влиятельным, богатым и распространённым искусством!
Один из старейших кинорежиссёров и теоретиков киноискусства Сергей Юткевич сказал, что «кинолента равна у нас симфонии, поэме, изваянию, спектаклю», что киноискусство наше должно быть «умным, глубоким…».
Но кино сегодня- это не только искусство. Это носитель информации, идей, размышлений авторов, наконец, показ всего прекрасного и чудовищного, что имеет место быть в современном мире. Вот о показе прекрасного мы и поговорим.
Тема моего выступления «Изобразительное искусство в кино», но я хотела бы рассмотреть этот вопрос несколько шире, с учётом того, что находится на постоянном хранении в Российском государственном архиве кинофотодокументов.
Заглянув в наш кинокаталог в тему «Искусство», я обнаружила, что по этой теме в архиве имеется 3535 кинодокументов, начиная с 1909 года кинофильмом «Танец японских гейш и другие сюжеты», 91м. В нём можно увидеть Японию, ботанический сад, цветущий ирис, пруды, цапли в пруду, исполнение японскими танцовщицами танца Весны.
Сюжет, датированный 1914-1916 годами расскажет нам о королеве Великобритании Виктории, осматривающей школу кружевниц в Мадриде.
А несколько лет спустя- совсем другое искусство- в 1919 году передвижной балаган «Пролеткульта» выступает на эстраде возле Симонова монастыря.
Или музеи, которые представлены в 4106 кинодокументах архива. Кинодокументы рассказывают о государственных, общественных, ведомственных музеях в столице и провинции, в городах и сёлах, в самых отдаленных местах России и бывшего пространства Советского Союза. Самый первый сюжет о музеях рассказывает об открытии музея 3-го Гренадёрского Перновского лейб-гвардии Кексгольмского имени короля Фредерика Вильгельма 1V императора Австрийского полка в связи с празднованием 200-летия этого полка в 1910 году.
Далее, сюжет о церемонии закладки музея Александра II в 1911 году.
В 1912 году - посещение императором Николаем II и членами его семьи Музея изящных искусств имени Александра III, виды 1911, 1918 года храма Василия Блаженного, исторического музея, Кремля.
Кстати, о Кремле. В фонде РГАКФД насчитывается 788 кинодокументов, посвящённых гордости России - Московскому Кремлю. Показан его облик, изменения, происходившие в Кремле в разные годы. Кинодокументы запечатлели многое, а кое- что, ныне утраченное, можно увидеть только на киноплёнке. Например, киноплёнка запечатлела в 1910 году принятие присяги солдат Екатерининского полка в Московском Кремле, крестный ход в Московском Кремле в 1912 году в честь 100-летия Отечественной войны (среди участников- Николай II с семьёй и придворные), знаменитые кадры 1914 года- выход царской семьи с Красного крыльца в Успенский собор в Московском Кремле.
А вот другая эпоха, другие лица. И всё это- в этом же 10-летии. 1917, 1918 годы. Разрушение Никольских ворот Кремля, толпа людей на Воскресенской площади в Кремле, демонстрация на Красной площади, рабочие разбирают памятник Александру II в Кремле, по территории Московского Кремля гуляет В.И. Ленин, проходит митинг красноармейцев в Кремле. Даже если просто смотреть эти сюжеты один за другим, их эмоциональное воздействие очень велико.
Несколько слов о музейных экспозициях. Они представлены в кинодокументах архива 516 единицами хранения. Интересно, что первый по хронологии такой документ рассказывает об уголке В.И. Ленина в институте экранного искусства, 1924 год.
Теперь об искусстве, собственно говоря, изобразительном. Особенность кинодокументов состоит ещё и в том, что они позволяют увидеть то, что ушло безвозвратно. А киноплёнка возвращает нас к этому снова и снова. Так, в первые годы советской власти возник вопрос: каким же должно быть новое пролетарское искусство. По доброй российской традиции решено было «разрушить всё до основанья, а затем…» что? Решено было, что искусство должно стать массовым, должно быть донесено до самых отдалённых уголков страны и носить агитационно-пропагандистский характер. В срочном порядке создаются агитпоезда и агитпароходы. Например, агитпароход «Красная звезда» ходил по Волге. Он был весь разрисован, и не просто разрисован, а оформлен замечательными художниками своего времени. Так же великолепно оформлялись агитпоезда: им. В.И. Ленина, «Красный Восток», который ездил по Средней Азии, «Красный казак», который ездил по территории Кубани, Краснодарского края. Они заходили в самые глухие уголки и, что называется, несли искусство в массы. Кстати, в агитпоезде им. Ленина был киновагон, в котором работал Дзига Вертов, пропагандируя киноискусство.
Это был целый пласт искусства, к которому можно относиться по- разному; на сегодняшний день, в реальной жизни он, конечно не существует, и только киноплёнка позволяет познакомиться с ним, восхититься, улыбнуться.
Мы знаем, как интересно наблюдать за работой художника, мастера, творца. Однако в реальной жизни такая возможность нам практически не предоставляется. А вот благодаря киноплёнке можно увидеть, как работает в своей мастерской Вера Мухина, создавая «Рабочего и колхозницу», как собирают и устанавливают этот памятник, можно проследить за созданием произведений Вучетича, Конёнкова, Глазунова, Шилова, Кукрыниксов и других замечательных мастеров. Можно понаблюдать, как создаются театральные декорации, например, главным художником Большого театра В.Ф. Рындиным в 1950-е годы, как работает художник-декоратор Ф.Ф. Фёдоровский, как создаются декорации к операм «Садко», «Кармен», «Борис Годунов» и другим спектаклям. Более того. Воссоздавая спектакли и декорации к ним, художники непременно обращаются к киноплёнке, чтобы восполнить, воссоздать декорации в первозданном виде. Что здесь- искусство для кино или кино для искусства? – всё в мире взаимосвязано.
Изобразительное искусство в кино – тема особая. Как расширяет кино возможность взглянуть на прекрасное, приобщиться к чуду! Можно не иметь возможности побывать в крупнейших культурных мировых центрах, но благодаря кино, телевидению созерцать шедевры лучших музеев и картинных галерей. Расширяются возможности общения с прекрасным для людей с ограниченными возможностями движения. Да много ещё можно привести примеров, открывающих безграничные возможности использования кино!
Кино достоверно, оно само не только искусство, но и ценнейший исторический источник, позволяющий проводить научную работу в различных аспектах.
В архиве постоянно работают художники-реставраторы, изучающие первозданный вид произведений искусства, запечатлённых на киноплёнке. Вот пример совсем недавнего времени. При восстановлении храма Христа Спасителя тщательно, детально изучались киносъёмки внешнего оформления, внутреннего убранства храма для того, чтобы воспроизвести его в первозданном виде. Кинодокументы предоставили такую возможность.
Постоянно работают в архиве художники, черпая вдохновение от общения с произведениями искусства, запечатлёнными в кинодокументе. В этом году, году 60-летия Великой Победы особенно много работали художники- баталисты, изучая кинодокументы по истории Великой Отечественной войны. Работают и художники кино, чтобы воссоздать в художественных фильмах дух эпохи, о которой повествует фильм.
Архив при подготовке различных выставок активно использует инсталляции кинодокументов, что привлекает к ним (имеется в виду, к выставкам, особенное внимание).
Не могу не сказать и несколько слов о носителях, на которых снимается современное документальное кино. Все эти носители, при всём их многообразии, созданы для оперативной передачи изображения, а не для длительного хранения. Сейчас архив настойчиво работает над проблемой сохранения информации, созданной на современных носителях. Лучше киноплёнки на сегодняшний день носителя нет. Но и метаморфозы, происходящие с цветной киноплёнкой, не радуют. Фильмы, снятые в 1970-е г. прошлого века, особенно на плёнках «Свема» и «Шостка» теряют цвет, порой значительно. Весь мир борется с возникающим в цветных плёнках уксусным синдромом. Реставрация цветной плёнки- дело чрезвычайно дорогостоящее. Сегодня для показа мы привезли два фильма: одночастёвку «Встреча с Джокондой», кстати этот фильм снимал замечательный кинооператор Владислав Микоша, и двухчастёвку «Золотое кольцо России», фильмы соответственно 1973 и 1974 года. Вначале мы не хотели показывать вам совершенно чудесный фильм «Золотое кольцо России» из-за плохого качества плёнки, а потом все-таки решили продемонстрировать этот фильм, чтобы привлечь внимание к тому, как хрупки и беззащитны произведения искусства, как трудно сохранить изображение их на киноплёнке, как важно проводить соответствующую реставрацию, на которые нужны огромные средства. Я думаю, эти проблемы очень роднят архивы и музеи. Ведь сохранить произведения искусства, донести их до будущих поколений, популяризировать их – наша общая важнейшая задача.