Вы здесь
О выдвижении работ сотрудников РГАКФД на конкурс научных работ в области архивоведения и археографии, выполненных в 2003-2004 гг. архивными учреждениями и заинтересованными организациями и предприятиями
Выступление начальника отдела оргметодической работы РГАКФД Н.П. Смирновой на заседании Научного совета архива.
Уважаемые члены Научного совета, гости, коллеги!
В целях дальнейшего развития архивного дела, совершенствования научно-исследовательской, методической и научно-информационной работы, повышения творческой активности специалистов архивных учреждений, Федеральное архивное агентство объявило очередной конкурс научных работ в области архивоведения, документоведения и археографии, выполненных в 2003-2004 гг.
Для РГАКФД это уже шестое по счету участие в данном конкурсном соревновании. На предыдущем конкурсе дипломом была отмечена книга В.Н. Баталина, вышедшая в 2002 году в издательстве «Олма-Пресс» (Москва) «Кинохроника в России. 1896-1916 гг. (опись киносъемок, хранящихся в РГАКФД)».
Для представительства на очередном конкурсе архив отобрал, стараниями членов методической комиссии, и предлагает на Ваше заинтересованное обсуждения вышедшей в 2004 г. в издательстве «Лики России» (Санкт-Петербург) фотоальбом РГАКФД «Российская империя в фотографиях. Конец ХIХ - начало ХХ веков», изданный на средства от бюджетного финансирования федеральной целевой программы «Культура России» (подпрограмма «Архивы России» и «Поддержка полиграфии и книгоиздания») 2001-2005 гг., внебюджетные средства архива и средства издательства. А если точнее, это, соответственно, 100, 200 и 600 тысяч рублей.
Автор-составитель фотоальбома - начальник отдела выставочной работы и публикации Е.Е. Колоскова, авторы вступительных статей: «Россия дней давно минувших» - д.и.н. Александр Николаевич Боханов и «Дореволюционное собрание фотографий РГАКФД» - заведующая архивохранилищем Л.И.Упит.
В порядке сухой констатации факта, можно сказать, что 400 фотографий, вошедших в альбом, представляют широкую панораму российской жизни в канун 1917 года. А цитируя замечательную по содержанию и стилистике, образно опоэтизированную вступительную статью А.Н. Боханова, это - своеобразная панорама «исчезнувшей Русской Атлантиды», зримые страницы бытия отлетевшей в Вечность красочной и неповторимой страны, называвшейся еще и «цветущей сложностью», на взлете ее индустриального развития и пике культурного цветения, представляющая возможность заглянуть за пелену времени и увидеть штрихи и черточки русской жизни, как их запечатлели замечательные фотомастера прошлого». Согласитесь, что трудно было удержаться от цитирования А.Н. Боханова. Потому как, если сравнивать представленные в альбоме архивные фотодокументы с подлинными сокровищами Архивного фонда России, то статью его вполне можно сравнить с изящной, тонкой художественной ювелирной работы, драгоценной шкатулкой, которая составляет им достойное фоновое обрамление, усиливая их блеск. По правде сказать, архив наш отнюдь не избалован и просто вниманием ученых-историков, не говоря уже о каком-то конкретном деловом с ними сотрудничестве. Поэтому архив испытал чувство глубокого удовлетворения от того, что своим участием в данном документально-издательском архивном проекте А.Н. Боханов, статьей своей, столь органичной, сочетающейся с изобразительным материалом, и своим авторитетным в исторических научно-издательских кругах именем, придал ему солидный научный характер. Отрадно отметить, что, на фоне такого маститого признанного автора, не потерялась и статья архивного специалиста - заведующей архивохранилищем Л.И. Упит. В ней, как в капле воды, отразился полноводный поток ее многолетнего кропотливого подвижнического труда по изучению собрания фотодокументов РГАКФД дореволюционного периода и огромнейший профессиональный опыт в области работы с фотографией. Продолжая рассказа об авторах конкурсного альбома, можно еще добавить, что Л.И. Упит была одним из авторов-составителей изданного в 1991 году одного из первых фотоальбомов РГАКФД «Трагический 1941 год», который в свое время уже был удостоен третьей премии общеотраслевого архивного научного конкурса.
Не новичок в конкурсном соревновании и автор-составитель представляемого фотоальбома Е.Е. Колоскова. В 2001 году РГАКФД представлял на конкурс совместное с Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры издание «Москва и Великая Победа» (М., 2000), отбором более чем 250 архивных фотодокументов для которого занималась Е.Е. Колоскова. Правда, конкурсной награды издание это не удостоилось, и даже на конкурс реально не попало, по причине весьма прозаической и для архива обидной своей банальной нелепостью: в издательских данных ВООПИК официально не указало РГАКФД в качестве равноправного партнера-соавтора, почему-то ограничившись только благодарностью за помощь в подготовке издания директору архива Л.П. Запрягаевой. Но надо полагать, что участие в его подготовке не прошло даром и помогло Е.Е. Колосковой в ее становлении как специалиста высокой квалификации в области публикации фотодокументов. За несколько последних лет мастерство ее в деле этом настолько возросло и окрепло, что на ее счету имеется уже несколько достойнейших изданий, а представляемый альбом - только одно из них. По мнению А.Н. Боханова, Е.Е. Колоскова, как автор-составитель, с успехом справилась с решением проблемы выбора документов для альбома и их смысловой интерпретации, в результате чего создан был фотопортрет и сугубо официальной России и отражена ее социальная и бытовая история. Безусловно, немало способствовал качественному изобразительному решению видеоряда альбома работа специалистов архива по печати и реставрации архивных фотодокументов: Ж.Г. Антиповой, С.В. Филипповой, Г.Н. Барановой, Л.А. Шаховой, О.В. Канашенковой, О.А. Грачева.
Благородно сдержанной художественной манерой и цветовой гаммой гармонирует с содержанием фотоальбома его полиграфическое оформление, в чем безусловная заслуга Санкт-Петербургского издательства «Лики России», копирайт которого, стоит рядом с копирайтом архива. Это - первый наш совместный издательский проект, но «первый блин», вопреки обыкновению, получился не скомканным, а очень даже симпатичным и вполне презентабельным. Значительная роль в достижении такого результата принадлежит генеральному директору информационно-издательской фирмы «Лики России», достаточно известному в архивном сообществе д.и.н. Юрию Борисовичу Шелаеву, выступившему еще и в качестве научного консультанта издания. Со времени осуществления первого проекта, сотрудничество архива и издательства укрепилось и расширилось, реализовавшись еще в ряде уже вышедших изданий (представленных на нашей небольшой выставке) и в настоящее время находящихся в стадии подготовки. Да и на ближайшую перспективу имеются у нас интересные задумки.
Считаю, что нашему альбому и, естественно, архиву очень повезло с рецензентами. В качестве таковых любезно согласились выступить главный редактор журнала «Исторический архив», д.и.н., профессор Анатолий Александрович Чернобаев и руководитель Центра «История России в ХIХ веке» Института Российской истории РАН, д.и.н., профессор Авенир Павлович Корелин. Оба они относятся к когорте известных ученых-историков, научных и деловых контактов с которыми архиву очень не хватает. Рецензии их весьма доброжелательны, содержат, в основном, анализ явных достоинств альбома и вполне соответствуют высокому научному статусу авторов. А.А. Чернбаев, так, даже в обход общепринятых канонов и правил классического рецензирования, прямо пожелал альбому и его авторскому коллективу победы в конкурсном соревновании. А нам очень бы хотелось надеяться, что связи наших рецензентов с архивом каким-то образом продолжатся, их имена станут хорошо знакомыми и, может быть, даже привычными.
В завершении осталось только добавить, что 2004 год - год выхода самостоятельного архивного фотоальбома «Российская империя в фотографиях», а также нескольких с архивным участием издательских проектов - оказался знаменательным и еще вот в каком плане. Публикаторская деятельность РГАКФД, многие годы напоминавшая отдельные скромно текущие ручейки, как-то незаметно плавно перешла в иное долгожданное качество, типа небольшой, но полноводной речки. Изменения эти повлекли за собой создание в структуре архива специализированного подразделения - отдела выставочной работы и публикации, которое по праву возглавила Е.Е. Колоскова. Стало быть, можно надеяться, что у нас впереди совсем неплохие перспективы, и РГАКФД достойно будет представлен как на отечественном книжном рынке, так и на будущих отраслевых научных конкурсах.
А сегодня архив полагает, что Научный совет поддержит наши конкурсные устремления и притязания, согласившись с нашим предложением. Приглашаем к обмену мнениями и ждем Вашего решения.