Вы здесь

Методология экспертизы ценности фотодокументов, передаваемых на постоянное хранение в государственные архивы

Выступление начальника отдела комплектования РГАКФД Р.М. Моисеевой на конференции «Экспертиза и фотография: к юбилею возникновения «исследующей» фотографии и научной экспертизы документов в России».

с 29 марта 2010 по 31 марта 2010 г.г. Санкт-Петербург

В настоящее время государственные архивы в своей деятельности руководствуются Правилами организации, хранения, комплектования, учёта и использования документов, Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях РАН, М., 2007 г.

В этих правилах в главе 4-й определяется порядок проведения экспертизы ценности документов, который относятся и к ЭЦ фотодокументов, А в п.4.3.2. оговаривается, что непосредственно в архиве ЭЦ документов проводится в исключительных случаях, когда они поступают в архив в неупорядоченном состоянии.

Хочется отметить, что, несмотря на желание авторов Правил унифицировать все этапы работы с документами, передаваемыми или находящимися на постоянном хранении в государственных хранилищах, работа с аудиовизуальными документами, и, в частности, с фотодокументами, имеет ряд особенностей. В том числе, особенностями отличается и работа по проведению экспертизы ценности фотодокументов.

В настоящее время при полном отсутствии государственных источников комплектования РГАКФД фотодокументами, на постоянное хранение поступают фотодокументы, в основном, из личных архивов. Поступают они в неупорядоченном состоянии, и специалисты архива для пополнения АФ РФ отбирают самые ценные из них непосредственно на территории архива.

Характеризуя, в общем, работу по проведению экспертизы ценности фотодокументов, следует отметить, что это очень серьезная творческая, поисковая, исследовательская работа. У специалиста, проводящего экспертизу ценности, складывается в голове личная база данных по персоналиям, событиям, внешнему облику людей тех или иных временных рамок, техническим характеристикам фотопленки различных периодов, браков, так сказать, изначальных и приобретенных в процессе хранения, и многого другого.

Экспертиза ценности фотодокументов проводится на основании общих (характерных для всех документов) и специфических (характерных только для фотодокументов) критериев оценки.

Общими критериями оценки фотодокументов являются критерии происхождения, содержания и внешних особенностей документов.

Среди критериев, характеризующих происхождение документов, важное место занимает оригинальность (подлинность) документа. На постоянное хранение принимаются оригинальные негативы (цветные и чёрно- белые). При отсутствии негативов могут быть приняты контратипы или позитивы на правах оригинала, если они имеют большую историческую ценность и при условии изготовления с позитивов качественных дубль- негативов; а также слайды. На постоянное хранение в архив могут быть приняты и фотодокументы, созданные в цифровом формате (записанные на диски). В настоящее время в нормативно - методической литературе не разработано понятие «оригинал» на электронные документы.

Критерий авторства обязательно должен учитываться при решении вопроса о передаче на постоянное хранение в архив фотодокументов из личных архивов. Ценность фотодокументов во многом зависит от мастерства автора. Это отражается на трактовке событий, определении художественных особенностей, выразительности изображения и техническом состоянии фотодокументов.

Время и место создания фотодокументов являются одним из основных критериев происхождения. Используя этот критерий, проводится анализ исторической обстановки, в которой создавались отдельный фотодокумент или группа фотодокументов. При проведении экспертизы ценности фотодокументов важными также являются критерии, определяющие ценность содержания.

К общим критериям этой группы относятся: значение события, лица, объекта, зафиксированного в документе, достоверность, полнота освещаемых событий.

Наибольшую ценность представляют фотодокументы, в которых нашли своё отражение события, имеющие определяющее значение для жизни общества, характеризующие определённые направления и изменения в области политики, экономики, науки, культуры.

При проведении экспертизы ценности следует обращать серьёзное внимание на фотодокументы, отражающие быт населения в определённый исторический период, а также на портретные снимки неизвестных лиц, представляющих интерес как обобщённый образ человека.).

Критерий достоверности сообщаемых сведений предполагает отбор таких фотодокументов, в которых события отражены правдиво и соответствуют действительности. (В связи с появлением цифровой фотографии этот критерий стало выявлять достаточно сложно, так как цифровое изображение легко поддаётся корректировке, следы которой выявить порой практически невозможно). Для подтверждения достоверности сообщаемых сведений необходимо проводить сравнительный источниковедческий анализ фотодокументов с другими источниками (периодические издания, справочная литература, аналогичные по тематике фотодокументы, находящиеся в архиве на постоянном хранении).

В процессе экспертизы ценности выявляется также полнота сообщаемых сведений. Однако при отборе на постоянное хранение фотопортретов и пейзажей этот критерий не является определяющим.

Группа общих критериев внешних особенностей фотодокументов содержит критерии физико - химического, биологического и технического состояния документов.

На постоянное хранение отбираются фотодокументы хорошего технического состояния. В случае исключительной ценности фотодокумента, и, учитывая современные возможности реставрации (ручная, физико- химическая, реставрация изображения методом оцифровывания), на хранение в архив могут быть приняты фотодокументы, имеющие определённые дефекты. С таких документов изготавливаются страховые копии.

Качество изображения фотодокумента (нерезкое изображение, чрезмерная или слабая плотность негатива) также имеют значение при проведении экспертизы ценности.

Группа специфических критериев определяет художественные достоинства фотографии, их выразительность.

Критерий повторяемости информации в фотодокументах также определяет их отбор на постоянное хранение. Этот критерий очень актуален для нашего архива, т.к. мы получаем иногда фотодокументы, отражающие одно событие, в 50 вариантах.

Часто в экспертную оценку фотографии вмешивается субъективное восприятие эксперта, потому что, несмотря на наличие критериев экспертизы ценности, требуется из всего многообразия выбрать один или, максимум, 2 снимка. На примере фотодокументов, освещающих строительство Сталинградской ГЭС (оригинальные фотодокументы (негативы) на фотопленке 0-го размера, 1958г.). Варианты одного и того же события предоставляют исследователю широкое поле деятельности для выбора фотодокумента, предназначенного для постоянного хранения, особенно, учитывая примерно равнозначную ценность каждого из представленных фотодокументов.

Иногда попадаются фотодокументы, которые, строго говоря, не подходят ни под один из критериев экспертизы ценности. Однако и некоторые из них, как например, представленный снимок, также попадают на архивную полку.

Наличие и качество текстовой сопроводительной документации к фотодокументам играет существенную роль при проведении экспертизы ценности фотодокументов. Фотодокументы из личных архивов, как правило, плохо атрибутированы. В таких случаях применяется метод интервьюирования собственника личного архива фотодокументов, в случае необходимости, его родственников и знакомых. Также для атрибуции фотодокументов используется справочная литература, периодические издания и т.д. Иногда проведение работы по атрибуции фотографии превращается в настоящее детективное расследование. Например, в личном архиве фотодокументов М.С. Наппельбаума есть негатив на стеклянной основе с женским портретом с авторской надписью «жена Лаунде». И только после работы с негативом с портретом Л.Д. Ландау, на котором рукой автора также сделана надпись «Лаунде», удалось атрибутировать фотографию с женским портретом. И надписей, вводящих в заблуждение исследователя, занимающегося атрибуцией фотодокументов, и сделанных рукой автора именно этого личного архива великое множество.

Отсутствие текстовой сопроводительной документации не является определяющим фактором при принятии решения о приёме на постоянное хранение в архив определённого комплекса фотодокументов.

Для более полного представления о проведении экспертизы ценности фотодокументов хочу привести несколько примеров.

Так, в настоящее время в работе находится интереснейшие фотодокументы на стеклянной основе из личного архива М.С. Наппельбаума. Документы практически не атрибутированы, за исключением надписей, зачастую никакого отношения к действительности не имеющих, сделанных рукой самого мастера. Однако, их можно принять, правда, достаточно условно, за отправной момент изучения документа. Несмотря на все предпринятые усилия, все равно, около 50% документов так и остались не атрибутированы. Но поскольку это оригинальные портретные съемки первой половины ХХ века, созданные выдающимся фотографом с использованием его знаменитой ретуши, они, конечно, займут свое место в составе АФ РФ. К сожалению, оставляет желать лучшего техническое состояние этих фотодокументов. В результате экспертизы ценности по техническому состоянию отсеивается до 40% фотодокументов. В основном, это гидролиз, т.е. сползание эмульсии со стеклянной основы, что не позволит сохранить документ при существующих методах реставрации, хотя на сегодняшний день с таких негативов получаются позитивные отпечатки высокого качества для их дальнейшего использования. В первом блоке нашей презентации, можно увидеть как раз качество позитивных отпечатков с негативов, не подлежащих длительному хранению. Это портреты народной артистки СССР Евдокии Дмитриевны Турчаниновой (конец 40-х годов), народной артистки СССР Елены Николаевны Гоголевой (конец 40-х годов), заслуженного деятеля искусств России, профессора института им. Гнесиных Елена Фабиановна Гнесина (40-е годы). Современные технологии позволят сохранить нам информацию, запечатленную фотографом (путем изготовления контратипа на фотопленке или путем оцивровывания), но оригинал будет утрачен безвозвратно.

В общем массиве фотодокументов обнаружены контратипы на стеклянной основе. При изготовлении с них позитивных отпечатков сложилось впечатление, что эти фотографии сделаны с рисунков или гравюр. Такие фотографии в результате экспертизы ценности не передаются на постоянное хранение. Однако эти контратипы отложили до окончательного решения их судьбы. И вот, читая книгу М.С. Наппельбаума «От ремесла к искусству», М., «Планета», 1972, находим следующее: «Я… продолжал искать способ приблизить фотоснимки к гравюре, к рисунку от руки; одно время увлекался особым способом печати, а именно – гуммидрук. Он заключается в следующем: бумага покрывается гуммиарабиком, смешанным с типографской краской. Затем она высушивается и сенсибилизируется особым раствором. Потом бумагу вторично сушат и на ней печатают контактно, прямо с негатива, без увеличения. После этого отпечаток обмывается горячей водой с древесными опилками. Струя горячей воды с опилками смывает краску в белых местах, непропечатавшихся из-за непрозрачности негатива; прозрачные же места негатива остаются темными. Разумеется гамма прозрачности негатива дает гамму окраски бумаги, световые пятна дают полную иллюзию гравюры, офорта». Эта техника хорошо просматривается на представленных фотодокументах: портрете Сулеймана Стальского, народного поэта Дагестана (30-е годы) и портрета Иосифа Сталина (40-е годы).

Часто в экспертную оценку фотографии вмешивается субъективное восприятие эксперта, потому что несмотря на наличие критериев экспертизы ценности. Это очень часто происходит при наличии многочисленных вариантов или дублей фотодокументов, когда из всего многообразия требуется выбрать один или, максимум, 2 снимка. На примере фотодокументов, освещающих строительство Сталинградской ГЭС (оригинальные фотодокументы (негативы) на фотопленке 0-го размера, 1958г.). Варианты одного и того же события предоставляют исследователю широкое поле деятельности для выбора фотодокумента, предназначенного для постоянного хранения, особенно, учитывая примерно равнозначную ценность каждого из представленных фотодокументов. Иногда попадаются фотодокументы, которые, строго говоря, не подходят ни под один из критериев экспертизы ценности. Однако и некоторые из них, как например, представленный снимок, также попадают на архивную полку.

Важный момент в источниковедческом анализе фотодокумента – это изучение так называемого контрольного отпечатка, который даёт общее представление о фотодокументе. А при просмотре негатива интересную информацию можно получить, изучая надписи и пометы на негативе, причём интересен бывает даже почерк, которыми надписи сделаны и в совокупности с данными, полученными при изучении почерков фотографов и их сравнении друг с другом даст информацию об авторе съёмки. Изучению подлежат и старые конверты, в которых лежат негативы; при внимательном их рассмотрении также можно почерпнуть интересную информацию. Как пример, интересно рассмотреть фотодокументы, полученные из личного архива М.А. Латышева с различными пометами, позволившими отнести их к 1914-1917 годам и атрибутировать достаточно полно.

При расшифровке фотодокументов большое значение имеет также личная способность исследователя получить, обобщить и проанализировать информацию, полученную в результате исследования, а также эрудиция, кругозор, если хотите, умение видеть. Такие специалисты формируются в течение длительного времени и являются достоянием любого государственного архива. Всё это в совокупности и позволяет включить в состав Архивного фонда действительно значимые фотодокументы как носители зримой истории, как составную часть памяти человечества.