Вы здесь
О выдвижении работ сотрудников РГАКФД на конкурс научных работ в области архивоведения, документоведения и археографии, выполненных в 2009-2011 гг.
Сообщение начальника оргметодического отдела РГАКФД Н.П. Смирновой на заседании Научного совета архива
Уважаемые члены Научного совета, коллеги, гости!
В целях дальнейшего развития архивного дела, совершенствования научно-исследовательской, методической и научно-информационной работы, повышения творческой активности специалистов архивных учреждений, Федеральное архивное агентство объявило очередной конкурс научных работ в области архивоведения, документоведения и археографии, выполненных в 2009-2011 гг.
Для РГАКФД это уже восьмое по счету участие в данном конкурсном соревновании. На предыдущем конкурсе в 2009 г. все три выдвигавшихся архивных фотоальбома были отмечены премиями: альбомы «Россия в кинокадре. 1896-1916 гг.» (2007) и «П.Оцуп. Пространство революции: Россия. 1917-1941» (2007) – первой, а альбом «Москва в фотографиях. 1920-1930-ые годы» (2008)» - второй.
В процессе участия в конкурсе представляется чрезвычайно важным сам факт оценки авторитетными профессионалами степени значимости архивных работ, причём выражающейся не только в присуждении премий и вручении дипломов, а даже и в неполучении таковых по определённым причинам.
Соблюдая, прежде всего, условия конкурса, а также как-то надеясь на уже ставшее для нас удачным число «3», для представительства, на грядущем конкурсе, стараниями членов методической комиссии, архив отобрал и предлагает на Ваши заинтересованные рассмотрение и обсуждение опять же результаты издательских проектов, успешно реализованных в 2009-2011 гг.
Открывает представление конкурсных работ Путеводитель по кинофотодокументам РГАКФД. М., издательство «Росспэн», 2010 - 943 с.: иллюстрации. Уместно будет напомнить, что путеводитель – справочно-информационное издание, предназначенное для общего ознакомления с документной информацией РГАКФД (изложенной в нём в относительно кратком, систематизированном виде) на этапе, предваряющем непосредственное обращение к документам архива. В нём содержится информация о кино- и фотодокументах периодов досоветской, советской и постсоветской (гражданской и военной) истории России и стран ближнего зарубежья – бывших республик в составе СССР (от II половины ХIХ до I половины 90-ых гг. ХХ века), а также истории стран дальнего зарубежья (от начала ХХ в. до 90-ых его гг.) Путеводитель адресован самому широкому кругу пользователей аудиовизуальной информации и издан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках реализации ФЦП «Культура России (2006-2011 гг.)».
Рассуждения об актуальности и своевременности данного издания путеводителя во времени восходят ещё к концу 1980-ых годов. В ту пору тогда ещё Главархив СССР поставил перед архивами предельно ясную и, по определению, вроде бы, простую целеполагающую задачу: каждому архиву – путеводитель. Но для архива с таким количеством аудиовизуальных документов, как наш, назвать её ясной, безусловно, было возможно, а вот простой - никак нельзя. Последнее находит убедительное подтверждение в истории вопроса. Заглядывая в историческую ретроспективу, узнаем, что попытки создания архивом первого путеводителя восходят ещё к 1944 году. Первый его вариант был подготовлен в 1947 году, но издан не был, по причине неодобрения ГАУ МВД СССР предметно-тематического принципа его построения. Работа над вторым вариантом завершена была в 1951 году. Кинодокументы описывались в нём поединично, а фото - тематически, но он также не прошёл утверждения архивным руководством и издан не был. В 1956-1958 годах происходила подготовка уже третьего варианта путеводителя, всё-таки изданного в 1961 году под названием «Очерк-путеводитель по ЦГАКФД СССР «Страницы живой истории». Структура его построения хронологическая и основывается на принятой периодизации истории СССР, а характеристики особо знаковых документов даются в научно-популярной форме в тесной связи с изложением отражённых в них историческим событий.
С течением времени, а именно по прошествии четверти века, значительно пополнилось собрание документов архива, изданный путеводитель не отражал их состава и содержания. В 1987 году архив приступил к разработке методики подготовки 2-го издания путеводителя, в 1989 году началась практическая работа по подготовке описательных статей. Но потребовалось ещё два десятилетия, чтобы завершить начатое, совсем не так быстро, как хотелось бы, продвигаясь вперёд всё тем же испытанным методом проб и ошибок. При этом, взято за методическую основу обобщённое описание практически всех кино и фотодокументов архива, руководствуясь стремлением раскрыть их источниковую значимость и способствуя определению источниковедческого значения.
Особые трудоёмкость и продолжительность процесса подготовки путеводителя были обусловлены, в основном, причинами принципиального характера. Прежде всего, трудно было определиться с методическими основами. Всякий раз при их разработке, начиная с первой попытки подготовки путеводителя в 1944 году и заканчивая четвёртой, о которой сегодня идёт речь, с переменным успехом делался один и тот же сакраментальный выбор его структуры между предметно-тематической и иными, а в плане составления описательных характеристик документов – между поединичным и групповым описаниями.
Факт отсутствия, в качестве основы описания кинофотодокументов, крупной классификационной и учётной единицы в виде фонда (потому что аудиовизуальные документы в РГАКФД не фондируются) в последний раз определил выбор в качестве базовой модели и информационной основы путеводителя массива вторичной информации о содержании кино и фотодокументов, в виде вынесенных на карточки систематических каталогов сведений из сопроводительной документации (монтажных листов и текстовок). Ну а последующий выбор был сделан уже логически: поскольку информация в каталогах, в пределах основных делений классификационных схем, по определению, сгруппирована по предметно-тематическому признаку, такой же была оставлена её группировка и в путеводителе.
В силу объективных причин, в виде необходимости описать в путеводитель более 240 тысяч единиц хранения кинодокументов и 1 миллиона единиц хранения фотодокументов, вполне очевидным стал и выбор единственно реального для воплощения, в основе своей, принципа группового обобщенного их описания.
И ещё одно, по-моему, объективно значимое обстоятельство предопределило общую продолжительность столь протяженной во времени «марафонской путеводительской дистанции». Ни для одного из коллективных исполнителей – гуманитарных отделов архива путеводитель не был приоритетным проектом. Как, впрочем, не был он таковым и для архива в целом на фоне других, не менее важных и актуальных для определённых временных периодов научных и производственных задач (таких, например, как параллельное создание широкодоступных через Интернет электронных каталогов кино и фотодокументов с поединичным описанием и поисковыми данными).
Исходя из этого посыла, всех персональных исполнителей - авторов описательных статей в составе путеводительской группы в количестве 21 человека и сугубо редакторов - членов редакционной коллегии в количестве 9 человек, с определённой долей условности, можно отнести к настоящим профессионалам, в совершенстве овладевшим методикой и практическими навыками подготовки описательных статей. Принимая во внимание общее количество, в конечном итоге, подготовленных каждым исполнителем статей и последующий опыт работы некоторых из них ещё и в качестве обобщающих редакторов отдельных частей разделов, к таковым, как того и требуют условия конкурса, пожалуй, можно отнести не более 8-10 авторов, внесших наиболее весомый творческий вклад в выполнение работы, да еще автора методических рекомендаций по подготовке путеводителя, главного редактора и автора предисловия в моём лице, и конечно же, привлечённого по рекомендации Росархива, научного редактора, к.и.н. И.И.Кудрявцева, который, сотрудничая с архивом, безусловно, продемонстрировал мастерское владение не ремеслом, а скорее даже искусством подготовки архивных справочников, чем очень помог нам.
Но, как бы то ни было, общими усилиями путеводитель был-таки подготовлен. Он включает совместное обращение к читателям бывшего и нынешнего директоров РГАКФД Л.П.Запрягаевой и Н.А.Калантаровой, предисловие, основную часть (описательные статьи), глухие указатели (именной и географический), список сокращений и условных обозначений, оглавление, приложения (краткую справку о составе НСА к кинофотодокументам РГАКФД, иллюстрации).
Без преувеличения можно сказать, что особая направляющая роль в деле обретения архивом 2-го издания путеводителя принадлежит представителям организаций – рецензентов его пилотного выпуска «Общественно-политическая жизнь», специалистам Института военной истории МО РФ, рецензировавшим статью «Войны. Военные конфликты», официальным рецензентам макета путеводителя в процессе подготовки его к обсуждению на заседании Научного совета РГАКФД в сентябре 2005 г. – к.и.н. В.Г. Лариной и д.и.н. Т.М. Горяевой, группе названных в предисловии архивистов (учёных и практиков), консультировавших руководителя исполнительской группы, Н.П. Смирнову в начале работы над путеводителем.
Отдельные главы путеводителя и предисловие, по мере подготовки, в разные годы отмечались первыми премиями архивных конкурсов творческих работ сотрудников.
Конкурсными рецензентами путеводителя любезно согласились стать ведущий научных сотрудник ВНИИДАД, член-корреспондент АН РФ, доктор исторических наук Владимир Петрович Козлов, который, надо сказать, волею обстоятельств, неоднократно стоически знакомился с несколькими вариантами текста путеводителя ещё на стадии макета, будучи руководителем Росархива, став, по сути, своеобразным его воспреемником, и профессор ВГИКа им. С.А. Герасимова, доктор искусствоведческих наук Галина Семёновна Прожико.
Следующим по порядку архивным конкурсным номинантом является фотоальбом «Военная летопись в фотографиях 1850-ые – 2000-ые гг.», издательство «Голден-Б», М., 2009, 584 с.: иллюстрации.
Автором идеи беспрецедентного по своим хронологическим рамкам и масштабности издания аудиовизуальных документов военной тематики является бывший директор архива Л.П. Запрягаева, а достойно воплотили её авторы – составители альбома Е.Е. Колоскова и А.А. Литвин с помощью автора вступительной статьи кандидата искусствоведения И.Ю. Чмырёвой. Направляла процесс его подготовки авторитетнейшая редколлегия в составе руководителей Росархива, Росохранкультуры, Института военной истории МО РФ, РГАКФД, РГВИА, РГВА, а способствовали ему не менее авторитетные научные консультанты и рецензенты, представлявшие Центр Истории искусств Института всеобщей истории РАН и Институт военной истории МО РФ.
Подготовка издания альбома осуществлена в рамках реализации госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и ФЦП «Культура России (2006-2011 гг.)», при финансовой поддержке Администрации Красногорского муниципального образования.
Цель настоящего проекта – посредством фотографии отразить объективную военную историю Российского государства, помогая читателю в нелегком деле постижения истории, и одновременно проследить пути развития отечественного фотоискусства в отображении военных действий; раскрыть историю зарождения военного фоторепортажа как жанра и его развитие на протяжении полутора веков.
В альбом вошли более 600 фотодокументов, впервые собранных под одной обложкой. В нём представлены фотографии из собраний: РГАКФД, РГВА, ЦГАКФФД Санкт-Петербурга, РИА-«Новости» и других отечественных и зарубежных, архивных и музейных, государственных и частных фотособраний. Представленная фотолетопись отражает историю участия Вооружённых сил России (на разных временных этапах) и СССР в мировых и локальных войнах и военных конфликтах, как на своей территории, так и за её пределами за 160 лет. Авторами снимков являются советские, российские и зарубежные фотографы. Творческое наследие многих из них по праву рассматривается сегодня как явление мировой художественной культуры.
Об актуальности тематики и своевременности издания может свидетельствовать факт присуждения альбому II премии на фотографическом конкурсе Восточно-Европейского Дома фотографии в номинации «Издания по истории фотографии 2010 г.», а также выбор и вручение его в 2011 году в качестве подарка руководителем Росархива А.Н. Артизовым тогдашнему Премьер-министру РФ В.В. Путину. Альбом имеет и собственно архивную, пусть и скромную, оценку в качестве лауреата Гран-при последнего конкурса творческих работ сотрудников архива, выполненных в 2010 году. В апреле этого же года в стенах архива альбом вместе с путеводителем были презентованы в присутствии представителей московской архивной научной общественности и общественности города Красногорска.
Образный рассказ о сложной и противоречивой военной истории такой страны, как Россия, неразрывно связан был с проблемами выбора документов и смысловой интерпретации. Составители альбома стремились решать их с максимально полной достоверностью и выразительностью в процессе отбора нескольких сотен фотографий из сотен тысяч сохранившихся, предпочитая как редкие, так и очень известные в художественном и содержательном смыслах. Многие фотодокументы публикуются впервые. Наряду с фотографиями, в издание включены кадры из хроникально-документальных фильмов, оказавшиеся особенно объективно уместными для показа эпизодов военных конфликтов в странах Азии и Африки, участие в которых советских военнослужащих тщательно скрывалось из политических соображений.
Полнота и выразительность отражения различных страниц военной истории России нового и новейшего времени выражены, по определению, уже в самой структуре альбома, состоящего из 9 следующих разделов: «Участие Российской империи в войнах второй половины ХIХ века», «Российская империя в войнах и конфликтах начала ХХ века», «Россия и Первая мировая война 1914-1918 гг.», «Гражданская война и иностранная военная интервенция в России в 1917-1922 гг.», «СССР и вооружённые военные конфликты 1929-1940 гг.», «Великая Отечественная война советского народа 1941-1945 гг.», «Участие СССР в военных конфликтах периода «холодной войны» 1946-1991 гг.», «Борьба за сохранение целостности Российской Федерации в 1994-2009 гг.», «Участие Вооружённых сил Российской Федерации в миротворческих операциях в 1991-2008 гг.». Что же касается общей насыщенности фотоинформацией отдельных тематических разделов и её содержательного разнообразия внутри них, то они, безусловно, различны, в зависимости от количества вообще сохранившихся и доступных для выявления фотодокументов.
Историческая убедительность издания основывается на возможностях фото- и киносъёмок, позволяющих фотографу и кинооператору показать сцены боёв практически в реальном времени, сочетая при этом беспристрастную фиксацию событий, фактов и участвующих лиц с авторским взглядом самих летописцев в зримой истории. В результате же получилась удивительно лаконичная и предельно информативная, уникальная и неповторимая картина происходившего.
Альбом является самым полным, на сегодняшний день, опубликованным собранием военных фотографий. Оригинальность и уникальность его выражаются в том, что перед читателем – впервые в таком ракурсе и объеме - предстаёт полуторавековая военная фотолетопись России, и отечественных аналогов ему просто нет.
Альбом относится к изданиям научно-популярного типа и адресован не только историкам и искусствоведам, но и самому широкому кругу читателей, интересующихся как военной историей России, так и историей отечественной фотографии.
Альбом представляют читателям в своих обращениях руководитель Федерального архивного агентства А.Н. Артизов и начальник Института военной истории МО РФ А.А. Кольтюков.
Фотодокументы в альбоме структурированы по 9-ти уже называвшимся разделам. Каждая глава включает краткую историческую справку о войнах и военных конфликтах за указанный хронологический период. Внутри разделов снимки расположены, в целом, в хронологическом порядке.
Археографическое описание документов включает: автора фото- или киносъемки (оператора), если он известен, аннотацию фотодокумента или воспроизведённого киносюжета, указания места и даты съемки, архива-хранителя.
В качестве приложений альбом оснащён развёрнутыми указателями к опубликованным фотографиям и кинокадрам: имён, фотографов и кинооператоров, географическим, фотоальбомов, документальных фильмов и списком принятых сокращений.
В процессе подготовки альбома была проведена большая научная работа, прежде всего, по целостному изучению комплекса архивных фотодокументов по теме, насчитывающего около 80 тысяч единиц хранения. Происходило первоначальное выявление из них наиболее тематически подходящих (полно и выразительно отражающих предполагаемое содержание отдельных глав альбома), а затем отбор конкретных снимков для публикации с учётом исходного технического состояния оригинальных негативов, фотографического качества полученных с них отпечатков и композиционного решения кадров.
При описании и последующей научной редактуре (в которой, наряду с составителями, деятельно участвовали также сотрудники Института военной истории МО РФ) уточнялись содержание аннотаций, авторы съёмок, места и хронология съёмок).
В качестве составной части научно-справочного аппарата к изданию рассматриваются и вступительные статьи. В альбоме их две: одна – от составителей (архивного, сугубо прогматического характера), содержащая «классический» набор обязательных для каждого документального издания его характеристик, другая, необычайно его украсившая, «Россия в войнах. Отражение в фотографиях» - от кандидата искусствоведческих наук Ирины Юрьевны Чмырёвой. Последняя статья весьма оригинально сюжетно и стилистически выстроена: в форме развёрнутых ответов автора на заданную себе и читателю философскую триаду вопросов: что такое война в фотографии?, что такое фотография во время войны?, кто такой фотограф, или точнее человек с камерой, на войне?
Художественное оформление альбома и подача документов, на мой взгляд, талантливо выполнены в классически строгой фактурной стилистике и выдержаны в чёрно-серо-белой цветовой гамме.
Для представления на конкурс, рецензии на альбом согласились подготовить бывший в 1991-1996 гг. презедентом Ассоциации военных историков, научный руководитель готовящегося 12-томного издания «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», профессор кафедры мировой политики исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук, доктор исторических и юридических наук, генерал-майор Владимир Антонович Золотарёв и главный редактор журнала «Вестник архивиста», профессор кафедры истории России новейшего времени факультета архивного дела ИАИ РГГУ, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ, капитан I ранга запаса Иван Анатольевич Анфертьев.
Третье конкурсное издание, предлагаемое к ознакомлению членам Научного совета, – фотоальбом «Москва в фотографиях. 1945-1950-ые годы» (327 с.), изданный в 2011 г., входящий в целевой издательский проект и продолжающий ставшую уже известной «московскую» серию альбомов, совместно подготовленных РГАКФД и Санкт-Петербургским издательством «Лики России».
Коллективная идея серийного издания фотодокументов РГАКФД о Москве советского периода, реализация которой началась с подготовки альбома «Москва в фотографиях. 1920-1930-ые годы», изданного в 2008 г., изначально принадлежала сотрудникам отдела выставок и публикаций документов архива. Авторы-составители второго альбома – Е.Е. Колоскова (руководитель группы, автор предисловия), А.В. Коробова, Л.С. Мальцева. Автор вступительных статей тот же, что и в предыдущем альбоме, доктор исторических наук С.В.Перевезенцев.
Актуальность издания и его своевременность определяются пристальным интересом различных общественных кругов к новейшей истории России, которая остаётся в центре многочисленных исследований и дискуссий, способствующих выработке историками общих позиций по разным вопросам. Можно полагать, что введение в научный оборот целого тематического «московского» пласта изобразительных документов поможет в осмыслении важнейших событий послевоенной истории российского государства, сконцентрированных в самом сердце его – столице Советского Союза – Москве.
Из более, чем миллионного собрания фотодокументов РГАКФД, в аннотациях невероятного множества из которых в качестве места события указана Москва, были отобраны 500 снимков известнейших мастеров фотографии, разных и оригинальных в творчестве, но в большинстве своём работавших в средствах массовой информации в условиях жёсткой идеологической регламентированности их творческих исканий. Фотографии передают наиболее характерные черты первых советских послевоенных десятилетий, динамику и неоднозначность того времени, выраженных как в официальной фотохронике, так и во вполне частных сюжетах.
Главы книги отражают различные стороны жизни послевоенной Москвы. Изобразительный материал даёт яркое представление о характерных для определённого исторического периода политических коллизиях, об исторических архитектурных утратах и грандиозном переустройстве столицы в конце первой половины ХХ века, о повседневной жизни москвичей, достижениях в области науки, культуры и спорта.
Можно считать, что достаточно репрезентативная изобразительная полнота и документальная выразительность отражения различных сторон жизни Москвы и москвичей определяют степень исторической убедительности издания.
Фотоальбом относится к изданиям научно-популярного типа и предназначен как для специалистов – в том числе историков и искусствоведов, для которых фотография является уникальным визуальным историко-художественным свидетельством, делающим сухое изложение исторических фактов ярким, образным, живым, - так и для широкого круга читателей, не чуждых привязанности и интереса к славному стольному граду, выражающихся «классической» поэтической пушкинской строфой: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось!». И всё вместе взятое, исключительно благодаря характерным для фотографии удивительным сочетаниям объективного и субъективного, отражённых образным языком фактов и их авторских интерпретаций.
Фотодокументы в альбоме организованы по трём системным блокам-разделам: «Столица СССР, «Город-труженик», «Культурная научная, спортивная столица», а внутри разделов – по отдельным тематическим группам в хронологическом порядке, с некоторыми отступлениями в рамках созданной в процессе художественного оформления издания композиционной выразительности отдельных страничных разворотов.
Археографическое оформление документов включает текстовую аннотацию, указания даты события и автора съемки (если он установлен).
При подготовке альбома, естественно, была проведена большая обязательная работа по первоначальному выявлению, по следующим дополнительным доборам и поэтапному окончательному отбору фотодокументов для публикации. Приоритет при отборе отдавался в пользу ранее не публиковавшихся или малоизвестных фотодокументов, с учётом исходного технического состояния оригинальных негативов, фотографического качества изготовленных позитивных отпечатков и художественно-композиционного решения снимков. При описании приходилось уточнять даты и авторов съемок. К сожалению, в некоторых случаях авторство так и не удалось установить.
Так же, как и в фотоальбоме «Москва в фотографиях. 1920-1930-ые годы» (2008), вступительные статьи к каждому разделу альбома написаны профессором философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктором исторических наук, сопредседателем Правления Союза писателей России Сергеем Вячеславовичем Перевезенцевым. И точно так же, они продолжают вызывать моё в чём-то, возможно, личностно–пристрастное и немного наивное, но, безусловно, искреннее восхищение как своеобразные историко-литературные эссе на заданную изобразительным фоторядом тему, созданные незаурядным дарованием историка и писателя и выдержанные в уже знакомой характерной авторской литературной стилистике. Мне она представляется (как, впрочем, и художественная стилистика снимков альбома, изобразительными средствами передающая разрешённую, дозированную цензурой полуправду об атмосфере жизни в «самой правильной» стране) в чём-то похожей и перекликающейся с поэтическими строчками из часто звучавшей в 1950-ые годы по радио песни «Москва майская», с её выражающим главную идею припевом-рефреном: «Кипучая, могучая, никем непобедимая. Страна моя, Москва моя, ты - самая любимая!» Только, по-моему, складывается перекличка эта несколько своеобразно. Если альбом и популярная в то время песня являют собой воплощение типичного (а в песне ещё и созданного творческим союзом замечательно талантливых людей –композиторов, братьев Дмитрия и Даниила Покрассов и поэта-песенника В.И.Лебедева-Кумача, а потому и весьма достоверного) мифа советской эпохи о счастье жить на прекрасной, победившей в Великой войне и почти построившей социализм Родине и в самом её сердце – милом городе Москве, то С.В. Перевезенцев, уже как историк, с помощью исторических фактов стремится миф этот кое в чём развенчать.
Научным консультантом альбома является руководитель Центра истории искусств Института всеобщей истории РАН, доктор философских наук С.А.Экштут, в архиве больше известный как заместитель главного редактора журнала «Родина» и автор нескольких книг, одна из которых, в преддверии выхода альбома, с большим интересом мною прочитанная - «1000 дней после Победы», М., 2010. Книга проиллюстрирована, в ряду прочих, фотодокументами РГАКФД (и даже частично повторяющими опубликованные в альбоме) и представляет собой историческое исследование, основанное на документальных источниках, но при этом ещё и «сдобренное» историческими анекдотами той поры. Издание это также, но, безусловно, в силу своей специфики, куда как глубже и основательнее разоблачает тот же самый любимейший советский миф.
Художественное оформление и подача документов в альбоме создают отдельные законченные сюжетные линии, прибавляют зрелищности, рождают эмоции, поддерживают жадное читательское любопытство и стимулируют стремление перелистать все страницы до конца.
Оценивать альбом для представления на отраслевом конкурсе будут заведующий кафедрой научно-технических и экономических архивов факультета технических архивов и документов ИАИ РГГУ, доктор исторических наук Симон Семёнович Илизаров и заведующий отделом современной истории России Санкт-Петербургского отделения Института истории России РАН, доктор исторических наук Александр Николаевич Чистиков.
Вот, собственно, и всё, что следовало сказать в традиционном презентационном обзоре. Хотелось бы, чтобы члены Научного совета поддержали архивные конкурсные амбиции в форме озвученных предложений и пожелали успехов и достойных наград нашим изданиям и их авторам. Приглашаются желающие к обмену мнениями.