Вы здесь

О проблемах и задачах, стоящих перед РГАКФД в области информационных технологий

Выступление заместителя директора РГАКФД С.В. Переходова на общем собрании трудового коллектива по итогам работы РГАКФД в 2016 году

16 февраля 2017 г.РГАКФД

Уважаемые коллеги, т.к. РГАКФД прежде всего технотронный архив, то мы должны обладать возможностью предоставления копий аудиовизуальных документов в том формате и виде, которые требуются для нужд заказчика. Конечно, разговор идёт о наиболее распространённых и востребованных в настоящее время форматах и носителях. Соответственно, архив постоянно нуждается в весьма значительных средствах для поддержания и развития своих технических и технологических возможностей. Если проанализировать заявки по ФЦП «Культура России», то может создаться обманчивое впечатление, что РГАКФД постоянно просит очень много и за огромные деньги, но, увы, это всё связано исключительно с постоянно развивающимися и совершенствующимися технологиями в кинематографии и телевидении, являющимися нашими основными заказчиками. (Слайд 1)

В прошедшем 2016 году в рамках работы Международной конференции, посвящённой 90-летию архива была организована и проведена работа секции «Технические и технологические особенности работы с аудиовизуальными документами», на которой все без исключения докладчики затрагивали проблемы, связанные с электронными аудиовизуальными документами. Всего выступило с докладами 11 человек из 11 заявленных. Аншлаг в аудитории заставляет задуматься о насущности проблематики и повышенного интереса в отрасли по решению острейших проблем, возникших перед всеми архивами, которые работают с аудиовизуальными документами. (Слайд 2)

Для того, чтобы акцентировать внимание на основных проблемах, предлагаю конкретизировать ситуацию по каждому вопросу отдельно.

Итак,

Начиная с 2015 и на протяжении всего прошлого года в РГАКФД велась активная работа по созданию и внедрению программного обеспечения, которое должно обеспечить качественную и бесперебойную работу на базе одной программы всех подразделений архива, работающих с фото, кино- и видеодокументами. В архиве сегодня работают разрозненные базы данных (далее БД) и, как следствие, не существует автоматизированной системы учёта по работе с заказчиками по кино, видео и фото, позволяющей оперативно отследить прохождение этапов работы над наряд-заказом. При условии внедрения единой базы данных появится возможность формировать статистические отчёты практически по всем видам деятельности РГАКФД, которая облегчит работу, по крайней мере, таких отделов как ПТО, ОИО, ОМО. Конечно, внедрение подобной информационной системы должно быть очень аккуратным, поэтапным и построенным по модульному принципу, тем более, что процесс будет связан с конвертацией различных баз данных. К нашему великому сожалению средства на создание такой системы на этот год не предусмотрены.

1. Большая изношенность или отсутствие вообще специализированного оборудования по различным направлениям деятельности, не позволяет осуществлять в полном объёме комплекс работ по обеспечению сохранности и оперативному предоставлению информации пользователям. Фильмофонограф, звукомонтажные столы, фотооборудование для «мокрых» – традиционных методов и процессов, реставрационные машины, магнитофоны, а также контрольно-измерительное оборудование – и это далеко не полный перечень. Причём, весь этот парк оборудования объединяет то обстоятельство, что производство либо уже прекращено, либо доживает последние дни. Очевидно, что данная ситуация грозит обернуться катастрофой по безвозвратной потере тысяч документов из-за невозможности перевода на современные форматы и носители. (Слайд 3)

Начиная с 2015 и на протяжении всего прошлого года в РГАКФД велась активная работа по созданию и внедрению программного обеспечения, которое должно обеспечить качественную и бесперебойную работу на базе одной программы всех подразделений архива, работающих с фото, кино- и видеодокументами. В архиве сегодня работают разрозненные базы данных (далее БД) и, как следствие, не существует автоматизированной системы учёта по работе с заказчиками по кино, видео и фото, позволяющей оперативно отследить прохождение этапов работы над наряд-заказом. При условии внедрения единой базы данных появится возможность формировать статистические отчёты практически по всем видам деятельности РГАКФД, которая облегчит работу, по крайней мере, таких отделов как ПТО, ОИО, ОМО. Конечно, внедрение подобной информационной системы должно быть очень аккуратным, поэтапным и построенным по модульному принципу, тем более, что процесс будет связан с конвертацией различных баз данных. К нашему великому сожалению средства на создание такой системы на этот год не предусмотрены. (Слайд 4)

2. РГАКФД не располагает системой хранения оцифрованных кинофотодокументов в профессиональных форматах, что серьёзно осложняет оперативный доступ к оцифрованным кинодокументам. Архив на протяжении последних трёх лет просит рассмотреть возможность приобретения автоматизированной библиотеки LTO кассет, т.к. на сегодняшний день мы уже храним 163 кассеты LTO и из-за отсутствия библиотеки лишены возможности быстрого доступа. Выше упомянутые кассеты были записаны в рамках трёх госконтрактов по оцифровке. Наличие ленточных библиотек позволит их пополнять не только за счёт контрактов со сторонними организациями, но и самостоятельно и на плановой основе записывать с разрешением в 2К. Более того, перевод видеохранилища на кассеты LTO позволит существенно снизить расходы на кассеты Betacam и уменьшить занимаемый объём хранения по габаритам примерно в 3–4 раза. (Слайд 5)

3. Те, кто давно работают или интересуются историей нашего архива прекрасно знают, что всегда в стенах РГАКФД работали представители НИКФИ. Базируясь на опыте и исследованиях лабораторий уважаемого во всём мире института, они разрабатывали методики и правила по тому или иному вопросу и участку деятельности архива. Сейчас НИКФИ практически уничтожен, а ВНИИДАД не располагает квалифицированными кадрами в данном вопросе, что привело к полнейшему отсутствию нормативной базы по комплектованию, обеспечению сохранности и использованию аудиовизуальных документов, созданных в электронном виде. Юридически правовой пробел привёл к тому, что до сих пор нет чётких регламентов, форматов и стандартов на электронные аудиовизуальные документы, а, соответственно, критериев и норм по приёму и хранению, что опять-таки не позволяет эффективно их использовать. Хочу также подчеркнуть, что в НИКФИ в настоящее время по заданию Министерства культуры ведутся работы по стандартизации электронных форматов в кинематографии, а ВНИИТРом был разработан и утверждён Ростестом стандарт, на основании которого работает, например, Гостелерадиофонд. (Слайд 6)

Мы очень надеемся, что ВНИИДАД обратит внимание на острую необходимость в решении проблемы в данном вопросе, а РГАКФД всегда готов к сотрудничеству.

4. Если мы возвратимся к слайду с посещаемостью нашего сайта, то увидим отрицательную динамику (Слайд 7). В наше, насыщенное информационными технологиями время, такой парадокс заставляет серьёзно задуматься о причинах такого нонсенса. Ответ оказался простым: без согласования с заинтересованными должностными лицами РГАКФД наш старый сайт был переведён на новую и, казалось бы, более мощную платформу. Однако, сайт в обновлённом виде выявил технологическое несовершенство, приведшее к неоднократным сбоям в работе, что конечно оттолкнуло новых посетителей и не раз заставляло волноваться «старых» из-за невозможности работать. Мы заинтересованы в популяризации деятельности нашего архива, поэтому продолжаем активное сотрудничество по развитию «Сайта Победа» (Слайд 8). Перед конференцией РГАКФД обзавёлся собственным каналом на You Tube, на котором разместили фильмы, посвящённые 90-летию архива и освещающие его деятельность (Слайд 9). Так же на канале было организовано вещание в on-line режиме пленарного заседания 12 октября. Всё перечисленное говорит о том, что коллектив никогда не опускает руки и не пасует пред трудностями, а наоборот ищет все возможные методы и пути решения проблем.

Хотелось бы отметить, что во все времена, находясь в непростом финансовом положении, не имея на все запросы достойной материально-технической базы, архив постоянно пополнял и сохранял свои фонды, расширял сферу своей деятельности в просветительской и информационной плоскостях, оказывал содействие в создании многих художественных и документальных фильмов, телевизионных программ, выставок, а так же в проведении исследовательской деятельности и научных разработок.

Но самым главным «золотым» фондом РГАКФД являются, конечно, все наши сотрудники, а особенно – уникальнейшие специалисты редких специальностей, которые исключительно за счёт самообразования и советов опытных и мудрых наставников достигли таких высот в профессии (Слайд 10). Ведь если бы не ваше трепетное отношение к работе, творчество, упорство и самоотверженность, РГАКФД никогда бы не достиг таких высот и не смог бы их удерживать на протяжении уже более 90 лет несмотря на все сложности и трудности! (Слайд 11)