Вы здесь

«Из опыта подготовки альбома «Гражданская война в России 1918-1922 гг. в фотографиях и кинохронике»

Сообщение заместителя начальника отдела информационного обеспечения Е.Е. Колосковой, подготовленное для Сборника докладов научно-практической конференции по работе с фотодокументами «Фотография в музее», проходившей 21-23 мая 2019 года в Музейно-выставочном центре РОСФОТО (СПб).

21 мая 2019 г.г. Санкт-Петербург

 

«Из опыта подготовки альбома «Гражданская война в России 1918-1922 гг. в фотографиях и кинохронике» 

 

Великая российская революция и Гражданская война 1917–1922 годов оставили в истории Российского государства след, по трагичности и тяжести последствий сопоставимый только со Смутным временем начала XVII века. 

Итогом революционных преобразований стало установление нового общественного строя на значительной части бывшей Российской империи. За годы Гражданской войны более 10 млн человек умерли от болезней и голода или погибли в ходе боевых действий. Свыше 2,5 млн человек эмигрировали. Споры об этих цифрах не прекращаются и по сей день. (1) Война оказала поистине разрушающее воздействие на страну и общество, предопределив вектор развития Российского государства на протяжении всего ХХ века. 

Как и любая война, Гражданская война, междоусобная война в России отличалась жестокостью и бескомпромиссностью сторон, но в то же время она дала нам не меньше образцов подлинной отваги, мужества и героизма и, что не менее удивительно, гуманизма и человечности. 

Горькая и трагическая история России начала ХХ века и через сто лет после происходивших событий свидетельствует о необходимости консолидации общества и правящих элит, недопустимости роста социальной напряженности. Столетие назад именно отсутствие единого мнения в политических и общественных кругах о дальнейших путях развития страны, конфронтация между правительством и политическими партиями и нежелание правящих кругов идти на компромисс стали отправной точкой великих социальных потрясений. 

Эпоха войн и революций, охватывающая период с 1914 по 1922 год, в очередной раз показала, что у Российского государства как великой державы нет и не может быть верных и надежных союзников, ибо его ослабление на международной арене оказалось выгодным и противникам, и союзникам по фронтам войны мировой. 

История Гражданской войны в России и в настоящее время вызывает серьезные споры. Дискуссионными остаются ее причины, хронологические рамки, роль в этих событиях многих политических и военных деятелей. Однако в целом следует признать — отношение к событиям 1917–1922 годов в обществе претерпело существенные изменения. 

Введение в научный оборот ранее недоступных источников, публикации в средствах массовой информации, современные документальные и художественные фильмы позволили представить иную картину русской трагедии. Особое место среди этих новых источников занимают фотографии и кинохроника. 

Сравнительный анализ последних исследований и публикаций по истории Гражданской войны в России свидетельствует о том, что именно визуальная история событий была изучена менее всего. 

Применительно к теме публикации можно говорить и о серьезной недостаточности самой источниковой базы. За минувшие 100 лет с начала революционных событий 1917 года множество фото- и кинодокументов, к сожалению, было утрачено. Фотографии лиц, подвергшихся политическим репрессиям, вычищались из музейных фондов и архивохранилищ. Требования политической лояльности препятствовали передаче на государственное хранение фотоматериалов, идущих вразрез с линией КПСС в исторической науке. Использование в советских исторических исследованиях визуальных источников иностранного происхождения, хранящихся за пределами СССР, было невозможно. 

Ситуация с сохранностью кинофотодокументов, принадлежавших проигравшей стороне, оказалась намного лучше. Большая часть документов, вывезенных из России, сохранилась. После снятия в СССР идеологических ограничений история Белого движения получила должное визуальное освещение. Но проблемы, связанные с авторством и происхождением большинства фотодокументов, по-прежнему остаются недостаточно изученными. 

Утилитарный подход значительного числа исследователей российской истории к фото- и кинодокументам, как к иллюстрации события, а не как к специальным видам источников, а также их отдельное хранение от документов, позволяющих раскрыть историю их создания, также во многом осложняют проведение источниковедческих исследований по истории документальной фотографии и хроникально-документальных киносъемок в годы Гражданской войны. 

Необходимо также отметить, что общее количество визуальных материалов, снятых непосредственно на театрах военных действий, изначально было существенно меньше, чем аналогичных фото- и кинодокументов, сделанных в период Первой мировой войны 1914–1918 годов. 

Таким образом, изучение, критическое осмысление и публикация визуальных материалов по истории Гражданской войны в России в качестве самостоятельного объекта исследования становится задачей актуальной и своевременной. 

Не менее важной задачей проекта является показ на основе изучения и публикации комплекса визуальных источников событий и участников Гражданской войны в России во всем их многообразии. 

Предлагаемый вниманию читателей альбом — еще один шаг в осмыслении войны как общенациональной трагедии. Главная содержательная цель проекта — раскрыть на основе комплекса визуальных источников грани самой ужасной войны — войны гражданской. Другой, не менее важной целью в современных условиях становится не обвинение или защита одной из сторон, а примирение исторической памяти нашего общества. 

Таким образом, настоящий альбом может и должен стать фотокинодокументальным памятником общему героическому и трагическому прошлому нашей страны. 

В процессе подготовки издания было осуществлено комплексное и всестороннее изучение большого массива кинофотодокументов, документальных источников, мемуаров и публикаций, что позволило объединить обширный корпус документов, отражающих события Гражданской войны в России. 

Визуальный рассказ о сложной и противоречивой военной истории такой страны, как Россия неизбежно связан с проблемами выбора документов и их смысловой интерпретации. Эти вопросы в полной мере встали и перед составителями альбома, задавшимися целью отобрать несколько сотен достоверных и наиболее выразительных снимков и кинокадров из нескольких десятков тысяч сохранившихся. 

В состав публикации были включены кинофотодокументы, обладающие свойствами, указывающими на полноту, достоверность и ценность информации, характеризующиеся степенью представительности каждого снимка в общем визуальном ряду. Отбор документов проводился не только с учетом направления, объема и значения визуальной информации, заключенной в источнике, но и их художественной формы, композиционного решения и способности оказывать эмоциональное воздействие на читателя. В результате были отобраны фотодокументы, содержащие визуальную информацию видового, событийного, ситуационного, портретного и смешанного характера, достоверные по происхождению. 

В альбом вошли как редкие, так и очень известные, но эмоционально сильные и яркие в художественном смысле фотографии и кинокадры. В издании представлены съемки, выполненные крупным и общим планами, в том числе движущихся объектов, панорамные, а также выполненные с верхних точек. Часть кинофотодокументов в России публикуется впервые. 

В издании представлено более 700 фотографий и кинокадров из крупнейших российских и зарубежных архивов, музеев, библиотек, информационных агентств и частных собраний России, Великобритании, Германии, Польши и США за 1917–1924 годы. 

Основу фотодокументального ряда настоящей публикации составили визуальные источники из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), Российского государственного военного архива (РГВА), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб), Государственного музея политической истории России (ГМПИР), Государственного центрального музея современной истории России (ГЦМСИР), Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС), Центрального военно-морского музея (ЦВММ) и ряда региональных архивов Российской Федерации. 

В первую очередь необходимо отметить уникальное собрание РГАКФД как основного хранилища кино- (более 700 ед. хр.) и фотодокументов (более 4000 ед. хр.) российского происхождения по теме публикации. Его основу составили оригинальные негативы на стеклянной и пленочной основах, поступившие на хранение в период образования архива в 1926 году и отражающие в большей степени наследие Московского кинофотокомитета 1918–1920 годов, материалы фотоателье ВЦИК, съемки сотрудников Всероссийского фотокиноотдела Наркомпроса РСФСР и некоторые другие. Документы отражают события на театрах военных действий — Восточном, Западном, Северном, Северо-Западном, Южном фронтах, в Закавказье и в Средней Азии. Нашли свое отражение в кинофотосъемках оккупация Германией западных и юго-западных губерний бывшей Российской империи и военная интервенция стран Антанты на Дальнем Востоке, в Забайкалье, на Севере и Юге России, на Украине. 

Также необходимо отметить и ряд фотоальбомов воинских соединений из собрания РГАКФД, подаренных командованием Красной армии советскому руководству и впоследствии поступивших в архив на хранение. Особую ценность представляет альбом «Освобожденный Дальний Восток» (2), посвященный боевому пути в 1921–1923 годах Народно-революционной армии Дальневосточной республики (НРА ДВР). Альбом включает редчайшие фотографии армейских будней, боевой и политической учебы подразделений, образцов авиа- и бронетехники, трофеев, жертв белого террора, фотопортреты командного состава и многие другие сюжеты. 

Немалое значение для понимания визуальной истории Гражданской войны имеет и коллекция фотодокументов эмигрантского историка подполковника Я. М. Лисового, поступившая в архив в 1960 году из Государственной публичной исторической библиотеки и включающая более 1000 оригинальных фотографий по истории Красной армии и Белого движения, в том числе в период эмиграции (3). 

Особую роль в раскрытии темы играют фотодокументы Государственного архива Российской Федерации, отражающие деятельность белых армий Вооруженных сил Юга России (4), действия Чехословацкого корпуса в Сибири в 1918–1919 годах (5) и ряд других сюжетов, относящихся к истории Гражданской войны. Все эти документы поступили в ГА РФ в составе собрания Русского заграничного исторического архива в Праге (РЗИА) в январе 1946 года и активно используются с момента рассекречивания с 1988 года. Необходимо также отметить, что в составе собрания РЗИА имеются как оригинальные фотоотпечатки, собранные специализированным подразделением ОСВАГ ВСЮР еще в 1919 году (6), так и пересъемки, выполненные с подлинных фотографий в 1920–1930-е годы. Наибольший интерес представляют фотоальбомы из коллекции эмигранта Н. И. Тимковского, относящиеся к разным фронтам Гражданской войны (7). 

Фотодокументы по истории Белого движения на Северо-Западе (8) и Востоке (9) страны, оригинальные отпечатки пресс-службы германской и австро-венгерской армий, относящиеся к оккупации войсками Центральных держав Юга России, вошли в издание из собрания Российского государственного военного архива, куда в свою очередь они поступили из РЗИА и иных эмигрантских собраний. 

Значительным дополнением к фотоальбому НРА ДВР из собрания РГАКФД стал альбом РГВА, продолжающий рассказ о Гражданской войне на Дальнем Востоке (10). 

Большое значение для изучения истории российской фотографии представляют фотоотпечатки из Российского государственного архива социально-политической истории (11). В 1934–1935 годах они были отобраны сотрудниками главной редакции «Истории гражданской войны в СССР» для иллюстрирования пятитомника (12). В дальнейшем именно эти фотографии, прошедшие жесткую цензуру ЦК ВКП(б), стали эталонными иллюстрациями для множества изданий по истории Гражданской войны в период 1935–1955 годов. 

Чрезвычайно ценный комплекс фотодокументов, относящихся к эпохе революции и Гражданской войны, оказался сосредоточен в собрании ЦГАКФФД Санкт-Петербурга. Именно в этот архив после ликвидации фотоателье «Бр. Булла» (13), согласно специальному решению ВЦИК от 30 апреля 1928 года, была передана часть негативов семейного предприятия (14). Часть собрания поступила в распоряжение Центрархива, а ныне хранится в ЦГАКФФД Санкт-Петербурга. Здесь же оказался сосредоточен практически весь фотоархив Я. В. Штейнберга, переданный им в 1935 году (15). 

В настоящем издании воспроизводятся образы с оригинальных фотодокументов из коллекции Государственного музея политической истории России (Санкт-Петербург), ранее располагавшегося в Зимнем дворце, принадлежащих известному мастеру репортажа Я. В. Штейнбергу, передавшему свои работы на хранение в музей. 

Особо следует отметить фотографии частей белых армий Восточного фронта под командованием адмирала А. В. Колчака, предоставленные Государственным центральным музеем современной истории России (Москва, до 1992 года — Музей революции) из коллекции, поступившей в 1926 году (16). 

Ряд уникальных фотографий был получен из собрания Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге. Это отпечатки из альбома, сделанные одним из офицеров штабного корабля Балтийского флота «Кречет» во время «Ледового» похода Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт, а также ряд негативов, относящихся к истории Гражданской войны на Балтике, Черном море и Русском Севере (17). 

Также необходимо отметить наиболее значительные и репрезентативные собрания фотографий из фондов региональных архивов, таких как Государственные архивы Пензенской, Омской, Пермской, Астраханской, Архангельской, Псковской областей, Государственного архива Забайкальского края и Национального архива Республики Саха (Якутия). Так, в собрании последнего сохранилась подборка фотодокументов о последнем эпизоде Гражданской войны на Дальнем Востоке — попытке генерал-лейтенанта А. Н. Пепеляева поднять восстание в Якутии в 1922–1923 годах, разгроме возглавляемой им дружины и суде над участниками «якутской экспедиции» (18). 

Считаем необходимым отметить, что, к сожалению, в составе собраний региональных архивов наряду с редкими фотографиями сохранились преимущественно пересъемки с несохранившихся оригиналов фотодокументов, без указания авторства и весьма относительной датировкой. Значительная их часть — групповые постановочные фотографии, снятые местными мастерами и любителями. Жанровые, репортажные съемки событий и военных действий — большая редкость. 

Авторами представленных в издании фотосъемок являются российские и зарубежные фотографы, такие как Н. А. Алексеев, И. А. Бохонов, В. К. Булла, И. И. Глыбовский, Г. П. Гольдштейн, И. Д. Доред, А. Ф. Дорн, З. И. Жданова, П. С. Жуков, И. М. Иванов, К. К. Кубеш, Д. И. Лещенко, П. А. Оцуп, А. И. Савельев, Я. В. Штейнберг и другие. 

Наряду с фотографиями в издание включены кинокадры из хроникально-документальных фильмов, операторами которых выступили И. И. Глыбовский, П. В. Ермолов, М. В. Зуев, М. В. Израильсон-Налетный, А. Г. Лемберг, П. К. Новицкий, Э. К. Тиссэ. Режиссером выпусков киножурнала «Кинонеделя» выступал Д. Вертов. Использование кинокадров оказалось особенно уместным для показа событий, фотосъемки которых оказались утраченными. 

*** 

Археографическое наследие визуальных источников по истории Гражданской войны является весьма значительным и разнообразным по содержанию и отражает в первую очередь идеологические и политические взгляды публикаторов. 

Так, наглядным примером может служить история публикации фотоленинианы — комплекса фотодокументов с изображением В. И. Ленина, сконцентрированных усилиями советского правительства в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (19). Наличие на фотографиях рядом с вождем пролетариата лиц, запрещенных цензурой, стало основанием для публикации только выкадровки групповых и видовых снимков (20). И только вследствие изменившейся политической ситуации в издании 1990 года свет увидели оригинальные, неизвестные для большинства советских граждан, фотографии В. И. Ленина, опубликованные с указанием подробной расшифровки лиц, точного места съемки, авторства и поисковых данных каждого фотонегатива (21). 

Особую роль в публикации фотографий сыграла многотомная «История гражданской войны в СССР» (22). В издании использовались многочисленные репродукции, как специально созданные для каждого тома, так и выявленные в разных архивах и музеях страны. Тщательный предварительный отбор фотографий, неоднократная редакция заголовков, намеренное исключение авторов снимков и усиленная ретушь изображения стали визитной карточкой принципов издания фотодокументов в СССР. 

Весьма частым явлением в археографической практике было повторение публикации отдельных, отличавшихся наибольшей визуальной выразительностью фотографических кадров в различных документальных сборниках. 

Ярким примером этого служит фотография В. И. Ленина на параде подразделений Всевобуча, проходившем на Красной площади 25 мая 1919 года (23). При включении таких кадров в издания составители, прежде всего, руководствовались не новизной, художественными или историческими качествами фотоисточников, а отсутствием проблем при получении цензурного разрешения. Определение подлинности происхождения, авторства, полнота описания при многочисленных повторениях публикации одного и того же памятника во внимание не принимались. 

Период 1990–2000-х годов, характеризовавшийся сменой относившихся к Гражданской войне тематических интересов российских ученых и публицистов, привел к появлению публикаций, посвященных военачальникам и гражданским лидерам Белого движения (24). По своей структуре и по содержанию они напоминали документально обеспеченные издания советского периода, посвященные военачальникам Красной армии. Для них также было характерно наличие многочисленных портретных изображений, как наиболее известных, так и малоизвестных представителей командного состава, выявленных в том числе в составе частных коллекций. 

Заметным фактором, повлиявшим на состав и содержание документальных публикаций о деятелях Белого движения, стал возникший на рубеже 1980–1990-х годов и сохраняющийся до настоящего времени интерес многих ученых и публицистов к тематике истории российской гражданской и военной эмиграции.   

Значительное число публикаций по истории Белого движения в годы Гражданской войны, основанных на привлечении фотодокументов и других видов изобразительных источников, было подготовлено и издано в период 2000-х и первой половины 2010-х годов. Помимо концептуального стремления целенаправленно отразить тематику событий, связанных с противостоянием большевистских и антибольшевистских сил, именно с позиций противников создания советского государства и, в частности, с точки зрения интерпретации событий второй российской революции в качестве цивилизационной катастрофы (25).   

Первая особенность заключается в том, что археографическое оформление фотодокументов основано на архивном описании фотоисточника и ограничено кратким заголовком и датой осуществленной съемки. В этом плане исключением являются составленный В. В. Жуменко альбом представленных в алфавитном порядке (по персоналиям запечатленных объектов) портретов военачальников различного уровня периода Гражданской войны, к которым представлены биографические аннотации (26), и каталог выставки выдающегося российского фотографа П. А. Оцупа, в котором наряду с подробными заголовками раскрыты внешние особенности публикуемых документов из собраний РГАКФД, Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские» и Музея истории фотографии — в частности, материальные носители и техника печати сохранившихся снимков (27). 

Вторая особенность связана с тем, что публикуемые фотодокументы, как правило, размещаются в рамках структуры изданий в соответствии со сложившейся периодизацией истории Гражданской войны и ориентированы на иллюстрирование ее этапов преимущественно с помощью портретных изображений и в меньшей степени с помощью событийных фотографий. Так, в частности, вторая часть фундаментального по своей информационной базе альбома, составленного В. Ж. Цветковым и Б. С. Пушкаревым (28), начинается комплексом фотографий о походе на Москву Вооруженных сил Юга России под командованием А. И. Деникина, ставшем основным событием лета 1919 года. Этот же вполне обоснованный принцип структурирования издания, позволяющий представить события Гражданской войны в панорамном и широком пространственном контексте, характерен для опубликованного в 2016–2017 годах фотоальбома под редакцией Р. Г. Гагкуева, охватывающего широкие границы революционных событий и затем процесса формирования советского государства за период 1917–1922 годов (29). 

Третья особенность новейших публикаций фотодокументов по истории Гражданской войны и связанных с нею общеполитических событий заключается в наличии большего числа научных материалов, в которых раскрываются отдельные, ранее малоразработанные в историографии аспекты истории Гражданской войны. Такого рода публикации встречаются как в форме книжно-альбомных изданий серийно-тематического (30), либо историко-географического характера (31), так и в периодических изданиях, специализирующихся на отражении истории российской военной эмиграции и других социальных аспектов истории Белого движения (32). Благодаря подготовленным изданиям, раскрывающим на фундаментальном уровне отдельные аспекты истории Гражданской войны, в период 2000 — первой половины 2010-х годов в научный оборот был введен широкий круг визуальных источников, примером чему может служить, в частности, каталог документальной выставки «Часовые Отечества», посвященной истории казачества (33), и подготовленное иллюстрированное издание «Казачество великое, бесстрашное» (34). 

Подводя итоги краткого обзора публикаций визуальных документов по истории Гражданской войны, следует отметить, что качество археографического оформления большинства изданий нельзя признать достаточно высоким. Значительное количество снимков не является атрибутированным с точки зрения определения даты и места их создания, в большинстве случаев нет сведений об авторстве. Идентифицированными с точки зрения полноты описания объекта являются только портреты деятелей большевистской партии, военачальников красноармейских и белогвардейских частей и фронтов. Также необходимо отметить, что часть опубликованных фотографий, судя по их внешним особенностям и содержанию, подвергнута ретушированию, что говорит о вероятном отличии их от оригинальных изображений. 

Общей характерной особенностью многочисленных фотодокументальных изданий по истории Гражданской войны является использование в них изобразительных документов, прежде всего, в качестве иллюстраций к публиковавшимся письменным источникам официального и личного происхождения, а также к текстам научных исследований. 

Нередко, за исключением работ энциклопедического и биографического типа, представленные на страницах книг изображения не сочетаются по смыслу с текстом, выступая неким историческим фоном. Изданию фотодокументов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным публикациям исторических источников, в большинстве случаев не придавалось существенного значения. 

Как правило, в большинстве выявленных по различным темам Гражданской войны научных исследований не проводилось и источниковедческого анализа фотоснимков, так как их описание авторами полностью встраивалось в концепцию изложения данных тем, характерную для советской и затем для постсоветской историографии. 

*** 

Хронологические рамки проекта охватывают период от революционных событий февраля-марта 1917 года до суда над участниками последнего противостояния регулярных белых частей с Красной армией в Якутии в январе 1924 года. Таким образом, издание начинается съемками, включающими первые вооруженные столкновения разных групп и классов бывшей Российской империи, и завершается фотографиями установления советской власти на всей территории страны, подконтрольной правительству большевиков. 

В основу структуры издания положен территориально-хронологический принцип. Альбом включает восемь глав, отражающих события в России между февралем и октябрем 1917 года, а также на ключевых театрах военных действий Гражданской войны 1917–1922 годов. 

Предваряют альбом статьи, подготовленные коллективом авторов, посвященные истории Гражданской войны в России, а также тенденциям в развитии фотографии и документального кинематографа в 1917–1922 годах. Каждой главе предшествует краткая историческая справка об основных событиях, происходивших на отдельном фронте за указанный период. 

В результате всестороннего источниковедческого анализа фотодокументов были уточнены содержание, место и даты публикуемых съемок. К сожалению, остались неустановленными фамилии ряда фотографов и кинооператоров. 

В аннотациях к снимкам и кинокадрам, а также в географическом указателе приводятся наименования населенных пунктов и регионов в соответствии с административно-территориальным делением на момент съемки. В связи с невозможностью в полной мере отразить названия всех государственных образований, возникавших в 1917–1922 годах на территории бывшей Российской империи, составители отказались от указания их названий, ограничившись привязкой мест съемок к населенным пунктам или существовавшему в то время административно-территориальному устройству страны. Документы датируются по новому стилю (с февраля 1917 по 1 февраля 1918 года — по старому стилю). 

Большая часть вошедших в альбом снимков и кинокадров воспроизведена с оригинальных фотографий или подлинных негативов. 

Издание снабжено научно-справочным аппаратом, состоящим из нескольких указателей к опубликованным фотографиям и кинокадрам: имен, фотографов и кинооператоров, географических названий, хроникально-документальных фильмов, а также перечня кинофотодокументов. Ключом к поиску необходимой информации является номер опубликованных фотографий и кинокадров в альбоме. 

Авторский коллектив выражает признательность специалистам, принимавшим участие в подготовке публикации и содействовавшим ее выходу в свет: РГАКФД, ГА РФ, РГВА, РГАСПИ, РГАЛИ, ЦГАКФФД СПб, Государственных архивов Хабаровского, Забайкальского, Краснодарского, Пермского края, Государственного архива Республики Крым, Национального архива Республики Саха (Якутия), Государственных архивов Ростовской, Архангельской, Астраханской, Воронежской, Иркутской, Мурманской, Омской, Челябинской, Пензенской, Псковской, Ярославской областей, Пермского государственного архива социально-политической истории, Дома Русского зарубежья им. А. Солженицына, Центрального военно-морского музея, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ, Государственного музея политической истории России, Военно-медицинского музея МО РФ, Государственного центрального музея современной истории России, Федерального архива Германии (Bundesarchiv), Национального архива и управления документации США (NARA), Библиотеки изображений Мэри Эванс (Mary Evans Picture Library, Великобритания), Центрального военного архива Польши (CAW). 

 

 

Колоскова Елена Евгеньевна,  

заместитель начальника отдела информационного обеспечения Российского государственного архива кинофотодокументов 

 

 

(1) Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование / Под общ. ред. Г. В. Кривошеева. М., 2001. 

(2) РГАКФД. Альбом № 985. № 1–781. 

(3) Кручинин А. С. Коллекция Я. М. Лисового: путь частного собрания // Библиотека личная — библиотека общественная (традиции отеч. книгособирательства): Материалы науч. конф. 7–8 окт. 1998 г. М., 2001. С. 125–134. 

(4) ГА РФ. Ф. Р-5827. Оп. 1. Д. 265; Ф. Р-9114. Оп. 1. Д. 13, 20, 25, 30, 39. 

(5) ГА РФ. Ф. Р-9114. Оп. 1. Д. 60. Л. 1–85. № 1–187. 

(6) ГА РФ. Ф. Р-5827. Оп. 1. Д. 503. Л. 1–123. № 1–601. 

(7) ГА РФ. Ф. Р-9114. Коллекция иллюстраций, литографий, портретов, карикатур, собранная Н. И. Тимковским. 

(8) РГВА. Ф. 40298. Оп. 1. Д. 134. Л. 1–106. 

(9) РГВА. Ф. 41189. Оп. 1. Д. 9. Л. 1–11. 

(10) РГВА. Ф. 33987. Оп. 1. Д. 682. Л. 1–12. № 1–98. 

(11) РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 54. Д. 10, 14, 17, 18, 22, 39. 

(12) История Гражданской войны в СССР. Т. 1: Подготовка Великой пролетарской революции (от начала войны до начала октября 1917 г.) / под ред. М. Горького, В. Молотова, К. Ворошилова и др. М., 1937; История Гражданской войны в СССР. Т. 2: Великая пролетарская революция (октябрь — ноябрь 1917 г.) / под ред. М. Горького, В. Молотова, К. Ворошилова и др. М., 1942; История Гражданской войны в СССР. Т. 3: Упрочение советской власти. Начало иностранной военной интервенции и Гражданской войны (ноябрь 1917 г. — март 1919 г.) / ред. ком. тома С. Ф. Найда, Г. Д. Обичкин, Ю. П. Петров и др. М., 1957; История Гражданской войны в СССР. Т. 4: Решающие победы Красной армии над объединенными силами Антанты и внутренней контрреволюции (март 1919 г. — февраль 1920 г.) / ред. ком. тома С. Ф. Найда, Г. Д. Обичкин, А. А. Стручков и др. М., 1959; История Гражданской войны в СССР. Т. 5: Конец иностранной военной интервенции и Гражданской войны в СССР. Ликвидация последних очагов контрреволюции (февраль 1920 г. — октябрь 1922 г.) / ред. ком. тома С. М. Буденный, С. Ф. Найда, Г.Д. Обичкин и др. М., 1960. 

(13) Фотоателье основано в Петрограде в 1918 г. братьями Александром и Виктором Карловичами Булла. 

(14) ГА РФ. Ф. Р-1235. Оп. 43. Д. 62. Л. 130 об. 

(15) Крецу Д. А. Я. В. Штейнберг — сотрудник Государственного музея революции // Политическая история России. Теория и музейная практика. Сборник научных трудов ГМПИР. Вып. VII / под ред. А. М. Кулегина. СПб., 2014. С. 123–133. 

(16) ГЦМСИР. 616/1-128. 

(17) ЦВММ. Инв. № Ал. ФГ. 32155. Фото № 1–84. 

(18) Фотофонд НА РС (Я). № 758, 782, 783, 784, 785, 786, 788, 789, 14384. 

(19) В настоящее время — Российский государственный архив социально-политической истории. 

(20) Ленин. Собрание фотографий и кинокадров. Фотографии. 1874–1923. В 2 т. Т. 1. М., 1970. 

(21) Ленин. Собрание фотографий и кинокадров. Фотографии. 1874–1923. В 2 т. Т. 1. 3-е изд. М., 1990. 

(22) История Гражданской войны в СССР. В 5 т. Т. 1–5. М., 1935–1960. 

(23) Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия / под ред. С. С. Хромова. М., 1983. С. 1. 

(24) Гражданская война в России, 1917–1922. Лекции и учебно-методические материалы /отв. ред. С. В. Карпенко. М., 2006. 

(25) Гражданская война: Энциклопедия катастрофы/ сост. и отв. ред. Д. М. Володихин. М.: «Сибирский цирюльник», 2010. 

(26) Жуменко В. В. Белая Армия: Фотопортреты русских офицеров. 1917–1922. Париж, 2007. 

(27) Петр Оцуп. Пространство революции: Россия. 1917–1941. М., 2007. 

(28) Цветков В. Ж., Пушкарев Б. С. Белая Россия. 1917–1922. В 2 т. Т. 2. Фотоальбом. М., 2013. 

(29) Революция и Гражданская война в России. 1917–1922 гг.: фотоальбом / науч. ред. Р. Г. Гагкуев; сост. Р. Г. Гагкуев, В. Ж. Цветков. М., 2016. 

(30) См.: Граф Келлер. М., 2007. (Военно-историческая серия «Белые Воины».) 

(31) См.: Гетман П. П. Скоропадский. Украина на переломе. 1918 год. М., 2014; Русский Север в историческом пространстве российской гражданской войны. Архангельск, 2005; Гражданская война на Мурмане глазами участников и очевидцев: сборник воспоминаний и документов. Мурманск, 2006 и другие издания. 

(32) См.: Павел Дыбенко и батька Махно // Посев. 2014. № 2. 

(33) Часовые Отечества. Из истории российского казачества: каталог выставки. СПб., 2006. 

(34) Казачество великое, бесстрашное / под ред. О. Федосеенко. СПб., 2008.