Вы здесь
Социальные сети РГАКФД
Сообщение главного специалиста отдела информационного обеспечения РГАКФД Ю.Д. Андрейкиной на заседании круглого стола ВНИИДАД "Экспонирование арихных документов".
С осени 2019 года я как сотрудник отдела информационного обеспечения РГАКФД включена в работу по подбору кинофотодокументов для размещения на страницах социальных сетей архива. С лета 2021 года этой работой занимается еще один сотрудник (А.С. Полуянова). Также мы осуществляем подбор кинофотодокументов архива для страницы Федерального архивного агентства на сайте VK.
Всего социальными сетями РГАКФД занимается на постоянной основе три человека – третий – это сотрудник отдела информационных технологий (Д.К. Зимонин). С ним контактируют также другие сотрудники архива, передавая ему материал для публикаций – как правило, это анонсы мероприятий или отчеты об уже состоявшихся мероприятиях, таких как кинопоказы, кинофестивали, выставки.
В данный момент архив размещает публикации в следующих социальных сетях и сайтах сети Интернет: Яндекс Дзен, Пикабу, Вконтакте, Youtube и Rutube, Одноклассники, Живой журнал, Телеграм.
Число подписчиков страниц РГАКФД в порядке убывания: Яндекс Дзен – 35 тысяч, Youtube – 20,3 тысячи, Вконтакте – 1,7 тысячи, Пикабу – 759, Телеграм – 358, Одноклассники – 331, Rutube – 88, Живой журнал – 2.
Разумеется, перед любой публикацией необходимо проделать большое количество работы.
В конце каждого года составляется календарный график знаменательных дат. В него включаются различные даты вроде государственных праздников, дней представителей той или иной профессии, юбилейных дат деятелей политики, культуры, науки и искусства, а также событий из этой же сферы. Кроме этого, по мере публикаций в социальных сетях проводится сбор заявок в комментариях.
Публикация, как правило, имеет следующее наполнение: фотографии, аннотации и сопроводительный или же фрагмент кинодокумента (фильма или киножурнала) с аннотацией и сопроводительным текстом.
Отбор архивных документов для публикации в социальных сетях имеет свои особенности. Прежде всего, это связано с тем, что публикации в социальных сетях рассчитаны на широкий круг читателей. Этот круг не совпадает на сто процентов с более привычными для сотрудников архива пользователями архивной информации. Традиционно в архив общаются во время исследования, при подготовке издания, выставки, кинофильма, телепередачи, а также при поиске родственников. Эти люди информационно подготовлены и заинтересованы, они ориентируются в теме поиска или по крайней мере представляют, что им требуется найти в архиве. Подобная ситуация зачастую наблюдается и среди посетителей выставок архивных документов и кинопоказов.
В социальных сетях документы могут попасть в поле зрения абсолютно любого человека. Поэтому задачей архива становится не столько глубокое раскрытие выбранной темы, которое происходит при научной работе, сколько поиск и демонстрация кинофотодокументов, которые будут интересны широкому кругу зрителей, привлекут внимание, заинтригуют своей необычностью или же напротив покажут всем привычные и знакомые объекты, явления и людей.
Поэтому в идеале необходимо выкладывать разнообразные любопытные кинофотодокументы, в том числе те, которые были выявлены или приняты на хранение другими сотрудниками архива. Однако механизм информирования группы, которая занимается социальными сетями, пока не налажен. В первую очередь, из-за большой загруженности всех отделов.
После отбора кинофотодокументов, их копирования, редактирования аннотаций и составления сопроводительного текста весь этот комплекс передается моему коллеге из отдела информационных технологий, который размещает материалы в социальных сетях.
Несмотря на организованную работу по наполнению социальных сетей, результативность этой работы, выраженную в просмотрах и комментариях, трудно прогнозировать. Невозможно точно прогнозировать успех той или иной темы у пользователей социальных сетей. Алгоритмы каждой из социальных сетей действуют не совсем предсказуемо. Кроме того, у архива в настоящее время отсутствует возможность обратиться к специалисту по продвижению в социальных сетях, взаимодействие с которым могло бы положительно сказаться на количестве просмотров, которое в конечном счете влияет на показатель эффективности.
Вместе с тем, специалист отдела информационных технологий Д.К. Зимонин ведет активную работу по расширению охвата аудитории. Он контактирует непосредственно с площадками социальных сетей, делает посты согласно их требованиям – ведь в таком случает посты РГАКФД регулярно появляются на главной странице или во вкладке предложения. Также, если тема публикации затрагивает, например, историю того или иного города, он обращается в городские сообщества. Кроме того, публикация кинофотодокументов порой дает пользователям уникальную возможность увидеть на экране своих родственников.
Здесь стоит представить некоторую статистику за последние несколько лет по просмотрам и самым популярным постам.
В 2020 году в социальных сетях и на новостных площадках были размещены 73 тематические публикации (видеоролики, изображения фотодокументов с аннотациями и сопроводительным текстом по теме). Просмотры составили – 1 657 665 (изначально не все посещения пользователей удавалось технически посчитать).
В 2021 году на 6 интернет-площадках были размещены 63 тематические публикации (видеоролики, изображения фотодокументов с аннотациями и сопроводительным текстом по теме), просмотры которых составили 4 333 273. Также отбирались фото и кинодокументы, редактировались аннотации, готовились сопроводительные тексты для размещений публикаций на интернет-площадке «ВКонтакте» Росархива. 19 публикаций подготовлены РГАКФД самостоятельно и в 20 публикациях архив выступил соисполнителем.
В 2022 году на 5 интернет-площадках были размещены 48 тематических публикаций/постов (видеоролики, изображения фотодокументов с аннотациями и сопроводительным текстом), просмотр которых составил 5 352 132. Также отбирались фото и кинодокументы, редактировались аннотации, готовились сопроводительные тексты для размещения публикаций на интернет-площадке «ВКонтакте» Росархива. 27 публикаций/постов подготовлены РГАКФД самостоятельно (251 886 просмотров) и в 10 публикациях/постах архив выступил соисполнителем.
Остановимся более подробно на наиболее популярных темах и постах на страницах социальных сетей РГАКФД. Во всех социальных сетях в публикации кинофотодокументов требуется регулярность – это влияет на просмотры и рекомендации постов пользователям самими площадками.
В целом, сюжеты из киножурналов и фильмы о Новом годе и Великой Отечественной войне пользуются неизменной популярностью. Фрагменты кинодокументов традиционно собираются большее количество просмотров, чем фотодокументы. К подборке фотодокументов для увеличения количества просмотров зачастую требуется большой сопроводительный текст.
Исключение составляет сайт Пикабу – там большое количество просмотров может собраться и одна фотография, если к ней сделан сенсационный заголовок.
На Youtube самый популярный видеоролик сейчас имеет более миллиона просмотров – это документальный фильм «С новым годом!» 1935 года, 334 тысячи просмотров – фильм «Освенцим» 1945 года, 330 тысяч – строительство Останкинской телебашни, 95 тысяч – юная композитор А.Н. Пахмутова, 94 тысячи – подготовка к Новому году в Москве в декабре 1941 года.
На Пикабу у самых популярных постов – около 100 тысяч просмотров. Самый популярный пост про загадку со дна Балтийского моря (подробнее об этом – чуть позже) 97 тысяч просмотров. Также хорошо восприняты пользователями кадры со съемок фильмов («Ширли-мырли», «Зигзаг удачи», «Кубанские казаки», «Двенадцать стульев», «Бриллиантовая рука») – их просмотрели 98 тысяч раз.
На Яндекс Дзене самым популярным оказался фрагмент кинофильма об актере Ю.В. Никулин – он собрал 4 миллиона просмотров. 1,1 миллион пользователей заинтересовало, как тренировали десантников 60 лет назад. С ещё более активным интересом пользователи отреагировали на сюжет из киножурнала «Пионерия», посвященный соревнованию школьников по санному спорту в Мончегорске – его посмотрели 1,4 миллионов раз.
Отдельно стоит отметить ценность комментариев, которые оставляют пользователи. Разумеется, информация из комментариев нуждается в дополнительной проверке. Тем не менее, она может быть использована как источник актуализации информации в научно-справочном аппарате архива для уточнения и дополнения аннотаций кинофотодокументов.
Остановимся на одном из случаев, когда комментаторы сайтов сети Интернет оказали существенную помощь.
В начале лета 2019 года в РГАКФД обратился руководитель отдела подводной археологии и реставрации Центра подводных исследований Русского географического общества Р.Ю. Прохоров. Он рассказал, что во время водолазного обследования разрушенного корпуса немецкого минного заградителя «Роланд», лежащего на дне Балтийского моря, были обнаружены рулоны кинопленки. Разумеется, 70 лет на дне моря негативно сказались на сохранности пленки. Тем не менее, специалистам архива удалось обнаружить несколько кадров, на которых были видны силуэты мужчин. Данные кадры были размещены в наших социальных сетях. В результате они также попали на англоязычную платформу Reddit.com. Пост на данной платформе менее чем за сутки набрал 23 тысячи лайков, около 1,5 миллионов просмотров и тысячу комментариев. Силами сообществ Пикабу и Reddit.com фильм найден. Им оказался итало-германский комедийный фильм 1942 года – «Семь лет удачи» (Sieben Jahre Glück).
Социальные сети являются уникальной платформой для популяризации архивных документов, предоставляющей гораздо большую возможность по охвату аудитории, чем сайты архивов. При этом, публикации в социальных сетях имеют свою специфику, которую необходимо учитывать при работе. Безусловно, создание методических рекомендаций по публикации архивных документов в сети Интернет (как на сайтах федеральных и государственных архивов, так и на их страницах в социальных сетях) положительно скажется на данном виде работы и обеспечит единообразие предоставляемой сопроводительной информации о публикуемых или экспонируемых электронных копиях архивных документов.