Вы здесь

Выступление главного специалиста РГАКФД М.А. Чертилиной на закрытии выставки «Легенды и факты»

Выставка была посвящена легендам, существовавшим в годы «холодной войны» в капиталистических и социалистических странах касательно подписания Актов о безоговорочной капитуляции Германии в Реймсе 7 мая 1945 и в Карлсхорсте 9 мая 1945 г. и реалиям данных событий.

30 июня 2010 г.г. Берлин (Германия)

Прежде всего, разрешите поблагодарить вас от имени Российского государственного архива кинофотодокументов за приглашение на закрытие выставки. Особенно волнительно, что проходила выставка здесь, в стенах этого здания, в котором 65 лет назад состоялось одно из самых важнейших в истории XX столетия событий - подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германских вооруженных сил и окончании самой страшной и кровавой войны в истории человечества.

Несколько слов о нашем архиве. РГАКФД - это одно из крупнейших в мире государственных хранилищ аудиовизуальных документов, где собраны ценнейшие кино, фото и видеодокументы. Чтобы понять уникальность архивных документов следует отметить, что на постоянном хранении находятся документы, на которых запечатлены все важнейшие события, происходившие в конце 19- 20 веков в моей стране и в мире. Кинооператоры и фоторепортёры не обошли своим вниманием сколько-нибудь значимые темы: будь-то международные отношения, искусство, спорт, промышленность и многие другие. Самая ранняя киносъемка, произведенная в России, хранится в нашем архиве – это коронация последнего Российского Императора Николая II, произведенная Камилем Серфом в 1896 году. А всего фонд кинодокументов насчитывает более 40 000 наименований, что составляет более 225 тыс. единиц хранения документальных фильмов, кинохроники, киножурналов.

Что касается коллекции фотодокументов – это свыше 1 млн. ед. хранения негативов и позитивных отпечатков. Сюда же входят более тысячи фотоальбомов, преимущественно, дореволюционных, снятых до 1917 года. Хранятся кино и фотодокументы в специально оборудованных хранилищах, где поддерживается определенный температурно-влажностный режим. Почтенный возраст этих раритетов говорит сам за себя. А мы гордимся тем, что сумели сохранить их и донести до наших потомков. Практически все эти альбомы сохранены в оригиналах.

Наша гордость, входящая составной частью в фонд архива, - это кинофотодокументы по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Более 150 тыс. ед. хранения фотонегативов и позитив, в том числе и зарубежных авторов и 3 тыс. 590 ед. хранения оригиналов. Что касается кинодокументов – это более 800 тыс. метров кинопленки – кадры горьких потерь и поражений, радостных побед, великих сражений под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге, освобождении стран Восточной Европы от фашизма, битва за взятие Берлина, - страшные кадры войны, сохранённые архивистами для потомков.

Вместе с частями Красной Армии прошли по нелегким фронтовым дорогам кинооператоры-документалисты. Съемку вели 258 фронтовых оператора и каждый пятый их них погиб. Это их трудом, мужеством и талантом была создана военная кинохроника, те бесценные кадры, которые легли в основу многих документальных фильмов. Механическая кинокамера весила 3,5 кг; ее завода хватало на полминуты. Камера вмещала в себя 30 метров пленки – это 1 минута экранного времени. В руках оператора, во всех его карманах находились коробки с кинопленкой. И в боевых условиях перезаряжать кинокамеру и заводить постоянно в любых погодных условиях стоило неимоверного труда! У нас есть возможность взглянуть в лица фронтовых кинооператоров (и это донесла до нас беспристрастная кинохроника!) - это те, благодаря кому мы можем теперь видеть «живую» историю, тех страшных лет. (Диск об операторах около 2-х мин.)

Особое место в кинофотодокументах о ВОВ занимают документы, посвященные подписанию Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил 8-9 мая 1945 г. С утра 8 мая в Берлин начали прибывать корреспонденты всех крупнейших газет и журналов мира. Чтобы запечатлеть исторический момент юридического оформления полного поражения фашистской Германии. В середине дня на аэродром Темпельгоф прибыли представители Верховного командования союзных войск. Верховное командование экспедиционных сил союзников представляли: заместитель Эйзенхауэра главный маршал авиации Великобритании Артур Уильям Теддер, вооруженных сил США – командующий стратегическими вооруженными силами генерал Карл Спаатс, вооруженных сил Франции – главнокомандующий армией генерал Жан-Мари Габриэль де Латтр де Тассиньи. С аэродрома союзники прибыли в Карлсхорст, где было решено принять от немецкого командования безоговорочную капитуляцию.

На тот же аэродром из города Фленсбурга прибыли под охраной английских офицеров бывший начальник штаба верховного главнокомандования вермахта генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, главнокомандующий военно-морскими силами генерал-адмирал флота Г. Фон Фридебург и генерал-полковник авиации Ганс Штрумпф.

Именно здесь, в Карлсхорсте, восточной части Берлина, в здании бывшей столовой военно-инженерного училища подготовили зал, где должна была состояться церемония подписания Акта о капитуляции. Вскоре все представители командования союзных войск прибыли к заместителю Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР маршалу Советского Союза Г.К. Жукову, чтобы договориться по процедурным вопросам. Кейтель и его спутники находились в другом здании.

Ровно в 24 часа Жуков, Теддер, Спаатс и де Латтр де Тассиньи вошли в зал, украшенный флагами Советского Союза, США, Великобритании и Франции. В зале присутствовали советские генералы, войска которых участвовали в легендарном штурме Берлина, а также советские и иностранные журналисты.

Церемонию подписания Акта о безоговорочной капитуляции открыл маршал Жуков. Он приветствовал представителей союзных армий. «Мы, представители Верховного главнокомандования Советских вооруженных сил и Верховного командования союзных войск… уполномочены правительствами антигитлеровской коалиции принять безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого военного командования»- торжественно произнес он. Затем в зал вошли представители Верховного командования Германии. По предложению Советского представителя Кейтель передал главам союзных делегаций документ, которым Денниц уполномочил германскую делегацию подписать Акт о капитуляции. Затем, немецкой делегации был задан вопрос, имеет ли она на руках Акт о безоговорочной капитуляции и изучила ли она его. Вопрос на английском языке повторил маршал Теддер. После утверждающего ответа Кейтеля представители германских вооруженных сил по знаку маршала Жукова подписали Акт, составленный в 9-ти экземплярах.

В 0 часов 43 мин. (по московскому времени) 9 мая (в 22 часа 43 мин. по центральноевропейскому времени 8 мая) 1945 года подписание Акта о капитуляции германских вооруженных сил было закончено. Немецкой делегации было предложено покинуть зал. Кейтель, фон Фридебург и Штумпф поклонились и вышли из зала.

От имени Советского Верховного главнокомандования маршал Жуков поздравил всех присутствующих с долгожданной Победой.

Один из фронтовых операторов, возглавлявших киногруппу, которая производила съемку подписания Акта о капитуляции Юлий Райзман, вспоминает: «Выход немцев был декоративен. Это был последний «спектакль» гитлеровцев. Кейтель был весь отутюжен. Не человек, а движущаяся статуя. В его руках маршальский жезл… Улыбка на мертвом лице… Дымящий ненавистью и презрением ястребиный профиль генерал-полковника Штумпфа. Полные достоинства и сдерживаемого торжества лица союзников на фоне государственных флагов СССР, США, Великобритании, Франции над длинными столами победителей».

Чтобы попасть на съемку этого события, Райзману пришлось получать разрешения у самого маршала Жукова, в котором режиссеру сначала было отказано. Потому что в эти минуты в зале работали тридцать операторов с камерами. «На следующий день, 9 мая, в 4 часа вечера с отснятой за последние дни пленкой на специальном самолете Райзман вылетел в Москву. Благодаря самоотверженной работе кинооператоров у нас есть возможность увидеть и это событие спустя 65 лет после его свершения.

Невозможно не упомянуть о фотографах, снимавших подписание Акта о капитуляции. Это Темин, Тиханов, Рюмкин, Капустянский, Редькин, Кислов и др. Работы именно этих фотокорреспондентов хотелось бы продемонстрировать сегодня в стенах этого музея.

Так как наш архив хранит аудиовизуальные документы, хотелось бы больше показать кино и фотоматериалов. И представляется особенно важным увидеть жизнь Берлина и его жителей в те майские дни 1945 года. Потому что жизнь, в любом случае, продолжается, даже в самых, казалось бы, невыносимых условиях.