Вы здесь

РГАКФД принял участие в выставке «Словацкое национальное восстание в фотографиях из российских архивов»

Категория новостей: Мероприятия

РГАКФД принял участие в выставке «Словацкое национальное восстание в фотографиях из российских архивов», открывшейся в августе 2009 г. в городе Банска Быстрица (Словацкая Республика) в рамках официальной Программы празднования 65-й годовщины Словацкого национального восстания.

Министерство культуры
Словацкой Республики
Музей Словацкого
национального восстания
Клуб “Друзья Музея Словацкого
национального восстания”
Федеральное архивное агентство
Российской Федерации
Российский государственный архив
кинофотодокументов
Государственный музейно-выставочный
центр РОСИЗО Министерства культуры
Российской Федерации
Центральный музей Вооруженных Сил
Центр “Культура визуального”
при содействии
Посольства Российской Федерации
в Словацкой Республике

Словацкое национальное восстание в фотографиях из российских архивов
К 65-летию Словацкого национального восстания

Открытие состоялось в рамках официальной Программы празднования 65-й годовщины
Словацкого национального восстания (СНВ)
(28-29 августа 2009 г. г. Банска Быстрица, Словацкая Республика)

Словацкое национальное восстание стало одним из важнейших событий, изменивших ход Второй мировой войны в Центрально-Европейском регионе. Восстание носило общенародный характер, явилось кульминацией борьбы словаков за освобождение от профашистского режима и ознаменовало поворотный пункт в истории словацкого народа.

В рядах восставших сражались граждане многих стран мира. В их числе - тысячи граждан СССР различных национальностей.

Начавшееся восстание оказало непосредственное влияние на планирование боевых действий советских войск, которые, в помощь восстанию, осуществили разработанную в кратчайшие сроки Восточно-Карпатскую стратегическую наступательную операцию.

Под знаменами регулярных чехословацких боевых частей в наступлении Советской Армии в Карпатах, на охваченной восстанием земле Словакии бились с врагом и словацкие солдаты и офицеры.

Напряженно действовал воздушный мост, по которому союзниками по антигитлеровской коалиции осуществлялось снабжение восставших.

Восстание, как и боевые действия Советской Армии на территории Словакии вплоть до полного освобождения словацкой земли от гитлеровских войск в начале мая 1945, нашли свое отражение в фотографических архивах разных стран, в том числе России. Наиболее яркие фотографии, визуальные знаки тех событий из российских государственных архивов представлены на этой выставке.

К сожалению, шестьдесят пять лет, прошедшие с начала Словацкого национального восстания, стерли многие детали, унесли с собой жизни большинства участников тех событий. Поэтому порою так непросто найти имена и точные даты, установить географические пункты, где происходят запечатленные фотографами действия. И все же борьба восставших, участие Советской Армии в освобождении Словакии были зафиксированы камерами фотографов, шедших с войсками и работавших внутри партизанских отрядов.

Среди тех, кто снимал во время Словацкого национального восстания и дальнейшего освобождения страны от врага, были широко известные советские военные фотокорреспонденты и авторы, чьи имена возникают только в связи со съемками на территории Словакии. Еще до войны в фотографии в СССР стали известны имена Макса Альперта, Бориса Игнатовича (они входили в число ведущих фоторепортеров конструктивистского направления), кинооператора и фотографа Романа Кармена; в годы войны о себе заявили фотографы Михаил Бернштейн, Александр Капустянский, Евгений Копыт, Павел Трошкин, Георгий Хомзор, Дмитрий Чернов и другие. Съемки, сделанные сотрудниками агентств Совинформбюро и Фотохроника ТАСС, до сих пор безымянны.

Фотографии разных войн имеют много общего, особенно внутри одного исторического периода. Это места и последствия сражений, разрушения и жертвы, раненые и пленные, повседневность войны и драма мирного населения, попавшего под ее молот; это фотографии боев; портреты бойцов - на память, не предназначенные для публикации; портреты героев, снятые «для истории»; снимки на документы и кадры для публикации в прессе; холодная фиксация зверств войн и бравая постановочная фотография; репортаж, сделанный во время боя с риском для жизни, и картинно выстроенные кадры, в которых каждая деталь была по воспоминанию восстановлена фотографом, очевидцем уже прошедших событий.

Во время Второй Мировой войны многие фотокорреспонденты работали камерами 35 мм, некоторые снимали так называемыми «шпионскими камерами» на более узкую пленку, а также форматными камерами на широкую пленку и даже на стеклянные пластины. Большинство кадров, сделанных профессиональными фотокорреспондентами в конце войны, в 1944-1945 годах - это работа длиннофокусными камерами типа Leica с пленкой 35 мм. Оптические особенности этой техники определяют сходство снимков, сделанных разными авторами, хотя есть у фотографов и свои узнаваемые стилистические отличия: композиция кадра, выбор ракурсов, предпочтение сюжетов, о которых можно судить на основании сохранившихся в архивах произведений.

У каждой войны есть свои отличия, детали, особенности, с годами, может быть, и тонущие в ряду снимков войн одной эпохи, но все же свидетельствующие о конкретности события. Так, разнятся фотографии масштабных военных операций на открытой местности от снимков войны в горах; бои в городе не схожи с партизанской войной в лесу.

Словакия – страна лесов и гор, и восстание вспыхнуло в самом ее сердце. Что такое фотография войны в горах? Красивые панорамы далей и многократно усиленный эхом звук войны, затруднения при обзоре боевых действий с близкого расстояния. Лишь иногда фотографу удавалось, как Максу Альперту в марте 1945-го во время продвижения бойцов 4 Украинского фронта в Карпатах, сделать кадр, обозначающий масштабность военной операции: солдаты карабкаются по огромному белому склону вверх, с трудом, непреклонно, среди огромных елей, еще точнее обозначающих усилия отдельных крохотных фигур и массовость коллективного наступления. Альперту и в довоенное время приходилось снимать грандиозные действа, такие, как строительство Ферганского канала, пуск ДнепроГЭСа в 1929, парады и праздничные демонстрации, где от масс людей, «приводящих в движение шар земной», захватывает дух. Альперт как будто переносит видение и психологию советской коллективистской модели мира 1930-х на события Мировой войны, тоже планетарного масштаба.

Природа гор, рисунок скал и вершин, поросших лесами, идущие над ними облака – камертон, смещающий акценты видения, заставляющий вглядываться в красоту пейзажа наперекор сюжетам, где главное, казалось, - атрибуты войны: оружие и солдаты; так происходит на снимках Трошкина, Хомзора, Бернштейна.

Чаще война в горах доступна фотографу для передачи как борьба одного человека, одного солдата, окруженного целым миром, где опасности подстерегают со всех сторон, и он все-таки идет вперед.

Фотографии 1944-1945 годов – отражения своей эпохи; подобно тому как в конце 1940-х Победа была обозначена памятниками Неизвестному солдату, так и усилие конкретных людей овеществлены фотографией как усилия Человека, не Личности, но части единой силы, освобождающей Словакию от Гитлера. Не всегда фотограф идет в первых рядах наступающих, чаще он дает нам вид их спин, пейзаж, открывающийся перед их глазами; человек с камерой показывает зрителю, как происходило освобождение, за этапом этап, обозначая, к чему стремятся войска, где их цель, а не то, что остается за спиной, не последствия войны. Фотограф часто, особенно на пересеченной местности, в горах показывает зрителю бой с позиции наблюдателя, и редко – непосредственного участника. Лишь иногда точка зрения фотографа – с линии передовой, как на снимке «Атака» Трошкина, или корреспондент, идущий с солдатами в одном строю, делает кадр «изнутри» потока военных, как в «Переправе» Игнатовича; или же фотограф становится очевидцем, вовлеченным в действия, как Чернов, летевший в машине на боевое задание («Ночной бомбардировщик летит на цель»).

Есть на выставке портреты солдат, партизан, боевых командиров. Они – часть единого иконостаса героев войны, который составлялся для памяти народа с первых дней войны и до победы. Иконография большинства этих портретов проста: оплечные и по пояс, чтобы видны были все награды, настоящие портреты-памятники; групповые, на память, где герои стоят гурьбой – все взгляды в камеру – или изображают простые и понятные без слов жесты дружбы, военного братства, общения или работы. На этих снимках для нас главное – лица, личности героев, принесших освобождение.

Выставка «Словацкое национальное восстание в фотографиях из российских архивов» обобщает визуальные материалы, важные для истории Словакии и словацко-российских взаимоотношений, а также знакомит зрителя со сводом самых ярких снимков тех исторических событий, с фотографической историей войны и именами творцов этой истории.