Вы здесь
«Мне не забыть, как мать вели, Мелькнул платок её Вдали…»
Сегодня – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Он установлен в память об интернациональном восстании, поднятом узниками концлагеря Бухенвальд 11 апреля
1945 года.
Летопись человечества хранит и скорбные даты, и страшные деяния, многие из которых пришлись на XX век, вместивший две кровопролитные мировые войны. Не имеющей себе равных по жуткому содержанию трагедией навсегда останется во Всемирной истории описание фашистских преступлений, зверств и расправ, учинённых в концентрационных лагерях, справедливо именуемых лагерями смерти.
С 1933 по 1945 годы через них прошло более 18 миллионов человек из 30 стран мира. Не менее 11 миллионов – погибли, при этом каждый пятый узник был ребёнком.
Для нашей Родины 11 апреля – дата особенно памятная: 5 миллионов советских граждан замучены в концлагерях в годы Великой Отечественной войны.
В 60-70-е годы прошлого века известная поэтесса Агния Барто занималась поиском людей, разлучённых войной. Ей приходили письма из разных уголков нашей страны с просьбами о помощи.
В одном из обращений были такие слова: «Одну мою дочь сожгли в печи, помогите найти вторую!».
Девушка Александра по фамилии Победа не помнила ужасов Освенцима. О лагере она узнала спустя четверть века и, узнав, поняла: откуда в её памяти обрывки тех страшных воспоминаний, которые преследуют уже долгие годы жизни, откуда номер на предплечье…По нему её и нашла мама, спустя много лет.
В газете тогда вышла заметка о женщине, которая искала дочь. Особая примета –цифры 77325, выколотые на руке. Уроженку Витебска с дочерьми в 1944 году пригнали в Освенцим, здесь разлучили с детьми, отправив её в Равенсбрюк. Позже матери удалось выяснить, что старшая дочь погибла.
О младшей – совершенно никаких сведений. Но однажды в военной кинохронике несчастная женщина увидела маленькую девочку в полосатой робе. Выяснилось, что среди освободителей Освенцима были Михаил Хозин с женой. Они и дали фамилию Победа, с которой девочка под номером 77325 поступила в детский дом.
На 65-ую годовщину освобождения «Освенцима»бывшая узница во второй раз шла от станции к воротам со зловещими словами «Труд освобождает»: путь освещали горящие свечи памяти, а расстрельная стена была усыпана белыми розами…