Вы здесь
Некоторые аспекты обеспечения сохранности документов на пленочных носителях в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД)
Выступление заместителя директора РГАКФД О.А. Беляковой на семинаре-совещании главных хранителей фондов федеральных и государственных архивов Приволжского федерального округа
В РГАКФД хранятся кинодокументы, начиная с первой в России хроникальной киносъемки, осуществленной во время коронации на престол последнего Российского императора Николая II в 1896 году. Наиболее ранними среди фотодокументов являются семейные альбомы императора Александра II 1855–1856 гг., фотоальбом о строительстве моста через реку Оку 1863 года, оригинальные стеклянные негативы-портреты актеров императорских театров 1897–1898 годов (Слайды 2-13).
В настоящее время на государственном хранении в архиве находится: свыше 250 тысяч единиц хранения кинодокументов, что составляет 45 тысяч названий кинофильмов, киножурналов, спецвыпусков, кинолетописных сюжетов, свыше 1 миллиона единиц хранения фотодокументов и более 10 тысяч единиц хранения видеодокументов, которыми архив начал комплектоваться с 1992 года.
Вопросы обеспечения сохранности являются приоритетными в архиве, в планах работы отделов они занимают свыше 50% от общего бюджета рабочего времени. Обеспечение сохранности кинофотовидеодокументов – это большой комплекс взаимосвязанных работ, который охватывает деятельность всех подразделений архива. Начинается оно с соблюдения температурно-влажностного режима в хранилищах, централизованного учета, технического оснащения работ, проводимых с кинофотовидеодокументами, владения всеми методиками работы с конофотовидеопленкой.
В РГАКФД имеется 4 архивохранилища, из них – 2 архивохранилища кинодокументов, подземное хранилище для кинодокументов на нитрооснове и 9-ти этажное хранилище для кинодокументов на триацетатной основе, хранилище фотодокументов и хранилище видеодокументов.
Рекомендуемые температурно-влажностные параметры ГОСТов (7.65-92 «Кинодокументы, фотодокументы и документы на микроформах. Общие требования к архивному хранению», ГОСТ 7.68-95 «СИБИД. Фоно и видеодокументы. Общие технические требования к архивному хранению») по хранению кинофотодокументов мы стараемся поддерживать. Для этого в архиве имеются промышленные кондиционеры для кинохранилищ (Слайд 14). В рамках ФЦП «Культура России» в архиве прошли работы по замене кондиционеров в 9-ти этажном хранилище, по замене датчиков и проводов охранно-пожарной сигнализации, по установке специализированных металлических стеллажей для хранения кинодокументов на нитрооснове в подземном хранилище (Слайды 15-16). На сегодняшний день в архиве 9950 пластиковых коробок, предназначенных для защиты кинодокументов от механических повреждений, света, и других воздействий окружающей среды (Слайд 17).
Для учета каждого поступления документов в архиве ведутся книги учета поступлений, книги ведутся раздельно на кино, фото и видеодокументы.
Принятые на государственное хранение кинофотодокументы перед закладкой в хранилище передаются в ОТК для проверки технического и физико-химического состояния. По результатам контроля на каждый документ (ед. хранения) составляется акт технического состояния и определяется комплекс необходимых профилактических работ для устранения имеющихся дефектов.
В кинодокументы, пораженные плесенью, закладывается антисептик параформ (таблетированный или порошковый) на срок от 2-х недель до 3-х месяцев (Слайд 18). После обработки параформом, кинодокументы передаются в отдел реставрации на машинную реставрацию (сначала кинодокументы обрабатываются от плесени на ультразвуковой машине перхлорэтиленом (Слайды 19-20), а затем убитая плесень смывается на консервационно-реставрационных машинах А-1 или «Клара») (Слайды 21-24).
Фотодокументы, обработанные параформом, поступают в отдел реставрации на ручную чистку, после чистки фотодокументы закладываются в чистые конверты (Слайд 25).
С 1998 года все документы, поступающие в архив, проходят профилактическую обработку.
Затем всем кинофотодокументам, прошедшим профилактический контроль и реставрационно-профилактическую обработку, присваиваются архивные номера. Всему комплекту кинодокумента присваивается номер единицы учета (архивный номер) и индексируется каждый элемент комплекта (негатив, оптическая фонограмма, магнитная фонограмма, лаванда, позитив, установочные ролики).
Фотодокументы хранятся и учитываются по видам фотодокументов: черно-белые и цветные негативы, слайды, позитивы, фотоальбомы.
Негативы (на стекле и на пленке, черно-белые и цветные) и слайды хранятся и учитываются по размерам вне зависимости от их основы (стекло, пленка) и подлинности (оригиналы, контратипы).
Книги учета и описания ведутся раздельно на черно-белые и цветные негативы (книги ведутся на каждый размер негативов раздельно; в архиве негативы 8-ми размеров от 0-го размера до 7 размера и шести буквенных размеров от А до Е); слайды (на каждый размер слайда отдельно), позитивы, фотоальбомы. Все книги имеют одну единую форму.
Книга учета и описания закрепляет порядок хранения каждого фотодокумента, обеспечивает поединичный учет фотодокументов, раскрывает содержание каждой единицы хранения, дает возможность учесть изменения в составе и объеме фотодокументов, внесенных в данную книгу.
В целях обеспечения сохранности кинофотовидеодокументов и своевременного выявления возникающих на них дефектов документы должны подвергаться периодическому контролю в процессе хранения. По действующему ГОСТу 7.65-92 периодичность контроля технического состояния кинодокументов в процессе хранения устанавливается: 1 раз в 2 года – для кинодокументов на нитро (огнеопасной) основе; 1 раз в 5 лет – для документов на триацетатной основе.
Контроль кинодокументов осуществляется на монтажном столе с выполнением необходимых измерений на контрольно-измерительных приборах: метромере, линейки по определению усадки пленки и др. (Слайды 26-28). Результаты контроля фиксируются в актах технического состояния, куда вносятся сведения о наличии дефектов, дается заключение о необходимости проведения реставрационно-профилактической обработки с указанием вида работ, указывается общее состояние пленки, возможность печати с неё копий, просмотра на звукомонтажном столе или в кинозале.
Контроль фотодокументов проводится путём просмотра фотодокументов на монтажном столе. При этом определяется техническое состояние поверхности (отсутствие царапин, грязи, потертости и других дефектов); фотографическое качество (резкость, контрастность, отсутствие вуали, наличие пропечатывающих дефектов и т.д.). Результаты контроля фотодокументов фиксируются в карточке технического состояния, где дается заключение о целесообразности и необходимости проведения реставрационно-профилактической обработки с указанием вида работ.
По ГОСТу 7.68.95 видеодокументы должны подвергаться контролю в процессе хранения 1 раз в 5 лет (Слайды 29-30). Однако профилактическую перемотку видеодокументов необходимо проводить 1 раз в 2 года (кассета без остановки перематывается с начала на конец и с конца на начало). Хранить кассеты рекомендуется в футляре, в вертикальном положении. Необходимо беречь видеокассеты от воздействия магнитных полей, т.е. в хранилище не должно быть никакой техники (телевизоров, компьютеров и др.). Контроль технических параметров видеодокументов проводят с помощью контрольно-измерительной аппаратуры: видеомагнитофона, монитора, счетчика выпадения по строкам, измерителя уровня шума, индикатора уровня звука, осциллографа (Слайд 31).
По результатам контроля составляется акт технического состояния. В зависимости от технического состояния документа даются рекомендации проведения следующего контроля или перезаписи документа.
В целях обеспечения сохранности видеодокументов для просмотра исследователям выдаются только просмотровые копии формата DVD.
По заключению ОТК для обеспечения физико-химической сохранности кинофотодокументов в архиве проводятся консервационно-профилактические и реставрационные работы. Мы проводим все виды реставрационных работ, которые возможны с кинодокументами; реставрация эмульсионного слоя и основы черно-белых и цветных кинодокументов, консервационную обработку.
В целях реставрации оригинальных фотонегативов в архиве функционирует участок физико-химической реставрации фотодокументов по методике НИКФИ и методике мастера-реставратора РГАКФД И.М. Карского (Слайды 32-34).
С 2001 года в архиве ведется работа по компьютерной реставрации оцифрованных изображений, с выводом отреставрированных изображений на фотопленку.
В РГАКФД на хранении находится 10 522 фотоальбома, содержащих 179 168 снимков. Нас постоянно беспокоила сохранность альбомов, которые содержат очень ценную, а зачастую единственную в своем роде информацию. В целях сохранности оригинальных фотоальбомов в архиве проводится контратипирование альбомного фонда и создание дубль-альбомов. В фотолаборатории архива изготовлено свыше 73 тысяч контратипов. При наличии дубль-альбомов исследователям оригинальные фотоальбомы не выдаются.
В архиве на хранении более 196 тысяч единиц хранения кинодокументов на триацетатной основе. Внедренная в отечественную кинематографию с конца 1950-х годов, эта пленка не оправдала надежд, рассчитанных на её долговременное хранение. Практика архивного хранения и исследования последних лет показали, что триацетатная пленка имеет тенденцию к разложению основы: пленка становится хрупкой, увеличивается её усадка, появляется характерный запах уксусной кислоты и т.д.
Как и во всех архивах мира, хранящих аудиовизуальную документацию, на нас обрушилась проблема «уксусного синдрома». Не один год архив занимается сначала совместно с НИКФИ, затем с РГАНТД, проводит самостоятельные исследования, по предотвращению появления «уксусного синдрома» на кинодокументах с триацетатной основой. Особенно подвержен «уксусному синдрому» такой элемент комплекта кинодокументов как магнитные фонограммы.
В связи с этим в архиве была разработана специальная программа по работе с магнитными фонограммами. С целью предотвращения заражения кинодокументов парами уксусной кислоты все магнитные фонограммы (их на хранении в архиве – 21 тысяча), были перемещены на 2-ой этаж триацетатного фильмохранилища. Наряду с проведением контроля технического состояния магнитных фонограмм с использованием фильмофонографа (Слайд 35) для определения состояния звука, проводится проветривание коробок и закладка в них поглотителей уксусной кислоты. Эта работа проводится с конца 2000 года. За это время прошли проверку технического состояния все магнитные фонограммы. 44 ед.хр. были выявлены с признаками «уксусного синдрома», эти коробки были переведены на другой носитель (записаны на кассету). На сегодняшний день по результатам последующих проверок нам необходимо ещё оцифровать 429 ед.хр. магнитных фонограмм, шумов/музыки, которые показали наличие «уксусного синдрома» III стадии (осыпание магнитного слоя) (Слайды 36-38). С сентября 2016 года начался четвертый круг проверки магнитных фонограмм.
В практике архивного хранения для продления срока жизни плёнок с уксусным синдромом» помогают следующие меры: улучшение микроклимата (уменьшение температуры и относительной влажности воздуха; отдельное хранение пленок с нестабильной основой (т.е. «уксусным синдромом» от стабильных материалов; контролирование чистоты воздуха в хранилищах; своевременное перекопирование материалов с высокой степенью разложения ацетатной основы.
Сегодня архив свои усилия по решению этого вопроса направляет на вышеперечисленные меры.
Одна из острейших проблем, стоящих сегодня перед архивом – это замена триацетатных копий кинодокументов плохого технического состояния. Решить эту проблему за счет создания видеозаписей сложно из-за большой загруженности нашего видеооборудования. Спечатать новую позитивную копию на пленке архиву удается в очень малых количествах, из-за дороговизны кинопленок.
Параллельно с этой проблемой самостоятельно архиву не удается решить вопрос, по той же причине и о переводе кинодокументов с нитроосновы на негорючую триацетатную кинопленку. За 2001-2004 гг. в рамках государственной программы архиву удалось перевести 282 ед.хр. кинодокументов на триацетатную кинопленку. А за 2013-2016 гг. своими силами нам удалось перевести только 25 ед.хр. кинодокументов с нитро на триацететную основу.
Из моего сообщения видно, что документы архива требуют к себе постоянного внимания и заботы. Решение обозначенных выше проблем зависит не только от усилий самого архива, но, прежде всего, от поддержки со стороны государства, т.к. требуются большие финансовые расходы на пленку, вспомогательные материалы и оборудование.