Вы здесь
Сталинградская битва в документах РГАКФД
Сообщение начальника отдела информационного обеспечения Г.В. Королевой на международной научно-практической конференции «Сталинградская битва: значение, последствия, память», проходившей в Государственном историко-мемориальном музее-заповеднике «Сталинградская битва»
«Жив ты или помер –
Главное, что б в номер
Материал успел ты передать…»
К. Симонов
Российский государственный архив кинофотодокументов – особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации. Архив – крупнейшее и старейшее в мире государственное хранилище аудиовизуальных документов. В этом году нам исполнился 91 год со дня основания. На государственном хранении в нашем архиве находятся более 45 000 наименований кинодокументов начиная с первой киносъёмки в России 1896 г. – коронации императора Николая Второго до настоящего времени, около полутора миллионов оригинальных фотодокументов с 1850 года по настоящее время: это и дагерротипы, и ферротипии, и альбомы, в том числе принадлежавшие царской семье, и негативы на стекле и пленке, и современные цифровые фотоизображения; а также более 10 000 видеодокументов, созданных в профессиональном формате.
«Слова врут, документальное изображение – никогда», – сказал как-то Жан-Люк Годар.
О Великой Отечественной войне сказаны миллионы слов, но ее истинный образ создавался не постфактум, а прямо на месте — силами командированных на фронт кинооператоров и фотокорреспондентов. Именно их глазами мы видим Великую Отечественную, когда смотрим черно-белую военную хронику или фотографии этого периода.
За четыре года войны кинооператоры и фоторепортеры сделали сотни тысяч фотоснимков, сняли миллионы метров кинопленки. Около полутора часов из каждых суток ужасной войны остались запечатленными. Эти люди отправлялись на передовую и снимали из окопов, из смотровой щели танка, выезжающего первым на поле боя, из кабины самолета, через амбразуру дзота, из окон горящего здания... снимали отовсюду, где шел разгул войны.
В РГАКФД хранится свыше 2 тыс. названий (это более 3,5 тыс. ед. хр. и около 1 миллиона м кинопленки) кинодокументов военных лет и более 90 тыс. единиц хранения фотодокументов. Среди них 221 кинофильм и специальные выпуски, 402 номера киножурнала, 1462 кинолетописных сюжета.
2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва – сражение, которое стало переломным моментом войны, после которого фашистские войска окончательно потеряли стратегическую инициативу.
Вот почему фотодокументы об этой эпопее, собранные Российским государственным архивом кинофотодокументов, представляют исключительную ценность. В архиве хранится более 1700 негативов о Сталинградской битве, запечатленных такими известными мастерами, как Г. Зельма, Г. Капустянский, Э. Евзерихин, О. Кнорринг, Г. Липскеров, Н. Ситников, В. Темин, Я. Рюмкин, а также два фотоальбома. Один из них особенно интересен (Ал. № 1203). Все снимки (15) не только информативны, но и высокохудожественны. Предположительно фотографии сделаны С. Алпериным. Альбом был подарен Н.С. Хрущеву полковником Г.Е. Гришко в декабре 1944 г.
Фотодокументы РГАКФД о Сталинградской битве относятся к боевым действиям, фронтовой жизни города, его восстановлению. Первая, наиболее многочисленная, группа (800 ед. хр.) отражает хронику военных событий, деятельность командования, мужество и героизм бойцов и командиров, катастрофу попавшей в плен немецкой армии и трагедию плена.
Масштаб разрушений Сталинграда доносят до нас 360 документов: улицы, набережные, мосты, уцелевшие стены домов с отсутствующими этажами и пролетами. Пустые глазницы зданий потрясают до сих пор. В восстановлении города принимала участие вся страна. Фотодокументы запечатлели трудовые будни жителей, фактически заново построивших город.
Наиболее значительная часть коллекции это фотографии Сталинградского цикла Эммануила Евзерихина. В течение многих месяцев Евзерихин запечатлел настоящий, голодный и разрушенный Сталинград. Панорамы горящего города с «ослепшими» окнами домов; боевые действия бойцов Красной Армии; пугающая пустота вымерших улиц; постройки, от которых остались одни каркасы, напоминают плоские театральные декорации или разбросанные детали конструктора. Снимки пленных немцев проникнуты отчаянием и заставляют сопереживать людям, ставшими жертвами войны. Замерзшие, жалкие, закутанные в лохмотья и построенные в неровные шеренги солдаты бредут по белому снегу в никуда, их лица и фигуры оставляют лишь ощущение чудовищной бессмысленности всякой войны.
Трудно себе представить, как в условиях зимы где-то в подвале разрушенного дома Евзерихин проявлял пленку, сушил ее для срочной отправки негативов в Москву. Сроки всегда поджимали – снимки должны были появиться в газетах на следующий день одновременно со сводками Совинформбюро.
Военный фотокорреспондент «Известий» Георгий Зельма был в Сталинграде с первого дня, когда он стал фронтовым городом, и до окончательного разгрома гитлеровской группировки. Сталинградская битва, показанная Георгием Зельмой, предстает во всей сложности и многообразии, с ее невиданным героизмом, грозными испытаниями, радостью побед, горечью переживаний и потерь. Фотокорреспондент находился в гуще битвы, в знаменитой 62-й армии генерала В.И. Чуйкова. Отснятую пленку отправляли для проявки и печати самолетами. «Иногда мы с фронтовым оператором В. Орлянкиным, – вспоминает Георгий Анатольевич, – проявляли пленку сами. Для этого надо было под вражеским обстрелом перейти замерзшую Волгу – в село Бурковское. Там, в землянке, мы и устроили «лабораторию»: проявляли, сушили пленку, натягивая над ней простыни, – оберегая от земли, которая сыпалась с потолка от близких разрывов…»
В архиве храниться не так много снимков, сделанных военным фотокорреспондентом Георгием Лепскеровым в Сталинграде. Уникальный снимок «Взятый в плен генерал-фельдмаршал Паулюс» вошел в историю. Вот как рассказывает об этом сам Георгий Абрамович: «Утром 31 января меня срочно вызвали в штаб 64-й армии, где я служил фотокорреспондентом. Прибыв в Бекетовку, я увидел среди собравшихся командующего армией М. Шумилова, председателя ГКО А. Чуянова и узнал, что вскоре привезут пленного Паулюса. Нужно ли говорить, в каком я был напряжении. Вскоре его привезли. Около дома, где находился штаб Шумилова, Паулюсу, начальнику его штаба и адъютанту, пришлось подождать. Как только Паулюс чувствовал наведенный на него фотоаппарат, он отворачивался или высоко вскидывал голову. И вот пора идти. В этот момент Паулюсу было не до выправки. Это видно на фотографии».
Яков Рюмкин спустя сорок лет после войны вспоминал о своей 200-дневной съемке Сталинградской битвы, когда он в качестве фотокорреспондента «Правды» был прикомандирован к 62-й армии: «Обстановка была трудная, порой критическая, но мы понимали значение нашей журналистской работы. Время позволяет лучше оценить то, что ты сделал. Информация, которую мы тогда посылали в свои редакции, была очень нужна людям – они хотели видеть, что происходит на этом тяжелом участке фронта... Мы снимали бои, различные эпизоды военных действий, но больше всего – людей, потому что каждый боец заслуживал, чтобы его знала вся страна».
Николай Ситников был командирован в освобожденный Сталинград в качестве корреспондента ТАСС. Здесь, снимая героев – участников битвы за Сталинград, он старался шире и подробнее показать возвращение в город мирной жизни: разборы завалов, возвращение беженцев, первый рабочий поезд, пришедший в Сталинград после освобождения, рабочие в цехах восстанавливаемых заводов, заботы мирных жителей…
К сожалению, существует комплекс фотодокументов, посвященных Сталинградской битве, авторы которых не известны.
Кроме фотодокументов историю Сталинградской битвы во всем многообразии отражает кинохроника.
Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны – это летописцы, хроникёры войны.
Константин Симонов, сам прошедший всю войну, писал: «Глядя в тылу кадры фронтовых кинохроник, люди не всегда ясно представляют себе, что значит работать с киноаппаратом в условиях современной войны, что стоит тот или иной, казалось бы, не особенно внешне эффектный кадр киноленты. Он почти всегда стоит неимоверных усилий». Война, снятая нашими операторами, – это война солдатская, снятая из окопа на переднем крае.
Шесть месяцев, начиная с первого налета на Сталинград вражеской авиации до последнего залпа по окруженной группировке врага, вместе с защитниками города были кинооператоры. Они, так же как и рядовые бойцы, повторяли ставшую крылатой фразу: «За Волгой нет для нас земли!».
Историческую битву на Волге снимали военные кинооператоры Борис Вакар, Николай Вихирев, Соломон Гольбрих, Израиль Гольдштейн, Давид Ибрагимов, Роман Кармен, Исаак Кацман, Абрам Козаков, Абрам Кричевский, Иван Малов, Евгений Мухин, Валентин Орлянкин, Григорий Островский, Михаил Посельский, Авенир Софьин, Борис Щадров. Материалы, отснятые ими, вошли в выпуски «Союзкиножурналов» и документальный фильм «Сталинград».
В РГАКФД хранится 9 документальных фильмов («Сталинград», «Возрождение Сталинграда», «Разрушения Сталинграда, «Великая битва», «Великая Отечественная. Фильм 7. Оборона Сталинграда. Фильм 8. Победа под Сталинградом» и др.), сюжеты в 175 документальных фильмах, сюжеты в 21 выпуске «Союзкиножурнала» за 1942–1943 гг., 70 сюжетов «Кинолетописи», посвященных Сталинградской битве.
Все фронтовые съемки делили на две тематические части. В первую входили победные репортажи, которые показывал в кинотеатрах «Союзкиножурнал», выходивший несколько раз в месяц.
В каждом выпуске «Союзкиножурнала» была рубрика «Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны», в которой и демонстрировались фронтовые репортажи о ходе Сталинградской битвы. Каждый репортаж обязательно имел свое название – «Юго-Западнее Сталинграда», «Отстоять Сталинград», «В районе Сталинграда», «Сталинград», «Сегодня в Сталинграде», «Город-воин» и т.д.
В репортажах из Сталинграда мы можем увидеть ожесточенные бои на подступах к Сталинграду, атаки танков, пехоты, артиллерии, воздушный бой уличные бои, виды Сталинграда, наступление советских войск под Сталинградом, немецких военнопленных, трофеи. Длительность сюжетов составляет 3–5 минут.
Основная трудность и специфика работы фронтового кинооператора заключалась в том, что «Союзкиножурнал» требовал, чтобы материал представлял из себя законченный рассказ о событии. Для этого надо снять не только общие планы, но и крупные планы людей, деталей, необходимые для построения связного кинорассказа. К тому же снятый с одной точки материал не дает представления ни о масштабах события, ни о людях. Для съемок наступательной операции оператору нужно провести несколько дней в войсковой части в момент самых активных боевых действий, снять все их элементы, начиная с артподготовки, атак до преодоления укреплений врага, взятия пленных, трофеев и т.д. Только в этом случае материал будет признан полноценным и попадет на экран.
Вторая часть съемок шла не в «Союзкиножурнал», а в «Кинолетопись». Эти кадры не показывали широкой аудитории, их снимали как бы «про запас», на будущее, когда будет одержана полная победа над врагом. Но иногда их использовали и при создании документальных фильмов, посвященных тому или иному масштабному сражению. Например, в некоторых монтажных листах к летописи о Сталинградской битве есть сюжеты с пометой «К фильму «Сталинград». Все сюжеты в кинолетописи немые, но к ним есть монтажные листы, составленные на основании студийной аннотации, по которым можно судить о содержании того или иного сюжета.
Фронтовая кинолетопись широко использовалась в агитационно-пропагандистской работе среди защитников Сталинграда. Убежденность в правоте своего дела и патриотизм воинов порождали массовый героизм, который проявлялся в упорной борьбе за каждый дом, за каждый камень и клочок родной земли.
Итак, оказавшись на месте по распределению командования части, фронтовые кинооператоры совмещали в себе три роли – сценариста, режиссера и оператора, самостоятельно решая, кого и как снимать. Операторы часто применяли «парный» метод работы: один снимает общие планы, второй – более крупные.
Точка съемки, ракурс, момент включения камеры и другие важные моменты творческого решения кадра выбирались в скоростном режиме. На войне это называлось «арифметикой». Непростой «арифметики» требовала камера «Аймо», которая стала главной героиней всех операторских мемуаров. Кассета вмещала всего тридцать метров – одну минуту экранного времени. Очень сложной была частая перезарядка в боевых условиях, сложным был, например, расчет времени полета бомбы и ее взрыва на земле – заснять все на одной кассете не всегда удавалось. Следует напомнить, что три с половиной миллиона метров отснятой во время Великой Отечественной войны кинохроники складывались в основном из тридцатиметровых кусков пленки. Количество вложенного труда можно только вообразить.
Отснятую плёнку с кассетой нужно было завернуть в черную бумагу и засунуть в темный мешок. При этом, если во время перезарядки на плёнку попадала соринка, то на студии, при проявке, материал сразу уходил в брак. Снятое отсылалось в Москву самолетом, и должно было сопровождаться монтажным листом, в котором оператор пояснял содержание кадров. В ответ на каждый материал приходила рецензия от московских редакторов. Иногда с отрицательным ответом: «Брак-переснять!».
В период Сталинградской эпопеи фронтовые операторы впервые столкнулись со съемкой уличных боев. Умозрительно они представляли себе, что значит бой за улицу, за перекресток, за дом, но надо было научиться его снимать и не стать случайной жертвой немецкого снайпера или шальной мины. Вместе с тем надо было показать на экране, что перенес советский воин, остановивший фашистскую армию на берегах Волги. «Целая армия, уцепившись за берег Волги, вросла в узкую полоску земли, – вспоминает оператор А. Кричевский. – Правда, дивизии, полки и батальоны давно уже перестали быть таковыми по количеству людей и сохранили только свои названия. От КП армии до КП полка было меньше двухсот метров. И все же это была стальная линия обороны.
Города, по существу, нет. Стоят разрушенные коробки домов. Все, что могло гореть, сгорело».
Валентин Орлянкин первым снимал в упор уличные бои в Сталинграде. Альпинист-любитель, он лазил по разбитым домам. Он же первым снял лобовой танковый таран, когда танк давил дот. Орлянкин тогда находился в танке и сильно пострадал.
Переползая по ходам сообщений, которые здесь назывались «улицами», перебегая в местах, где висели таблички с надписью: «Здесь не переходи, а перебегай! Стреляет немецкий снайпер!», маскируясь за стенами домов, живя вместе с солдатами в землянках, вырытых на склонах волжских берегов, операторы вели кинолетопись великой битвы.
Командование хорошо понимало всю важность миссии, выполняемой фронтовыми кинохроникерами, и всячески содействовало им.
Фашисты еще оборонялись, но час расплаты приближался. Когда войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов перешли в наступление, операторы шли с наступающими частями.
Фронтовые операторы, снимая последние кадры Сталинградской битвы, покрытые снежным саваном трупы немецких солдат, разбитую военную технику, автомашины, бесчисленные колонны пленных, идущих на восток, думали о том, что скоро, очень скоро в этом мертвом городе снова начнется жизнь.
Сталинградские операторы с честью выполнили свой долг. Об их работе написал в газете «Литература и искусство» (1943, 6 марта) писатель С. Нагорный: «Они снимали все перипетии великой борьбы, как будто знали, что сгорят эти дома и разрушатся эти цехи, но придут из-за Волги подкрепления, и наступит блистательный миг победы, и на площади города, среди домов, насквозь пронизанных солнцем, соберутся на митинг бойцы и горожане великого Сталинграда. А может быть, действительно знали они все наперед? Да знали, потому что были вместе с защитниками Сталинграда и делили с ними их труд, бедствия и веру. Уверенность в будущем и взволнованность воина – вот что нужно для создания такого эпоса».
Архив бережно сохраняет любое мало-мальское свидетельство Великой Отечественной войны. Кино и фотодокументы, посвященные Сталинградской битве, отнесены к категории особо ценных документов. Они находятся в открытом доступе, введены в научный оборот, доносят до современников и донесут до потомков память о героическом прошлом страны и о людях, прошедших через горнило одной из величайших битв.