Вы здесь
Аудиовизуальные документы: иллюстрация или исторический источник?
Сообщение заместителя директора Р.М. Моисеевой на заседании Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию ГКУ МО «Центральный государственный архив Московской области».
Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде всего разрешите поздравить Центральный государственный архив Московской области с 85-летием со дня основания, пожелать вашему дружному и высокопрофессиональному коллективу дальнейшего процветания, профессиональных и творческих успехов, крепкого здоровья и материального благополучия.
А теперь о заявленной теме.
Я хотела поприсутствовать на конференции, послушать коллег, и, как всегда это бывает, вынести для себя что-то полезное. И вдруг меня очень, что называется, зацепила одна из предлагаемых тем, на которой я сегодня и хочу остановиться. Этому предшествовал ряд обстоятельств.
Мне часто стали в различных публикациях попадаться слова: «изображения», «изобразительные источники», «иллюстрации», причем это все относилось к документам, входящим в состав Архивного фонда РФ. Но кульминацией стал момент, когда мне на рецензирование (в рамках Всероссийского конкурса творческих работ в области архивоведения и археографии) привезли для рецензии 23 фотоальбома, созданных федеральными, региональными и муниципальными архивами. Эти альбомы показали, что у архивистов в голове настоящая путаница, нет четкого понимания: что такое изобразительный источник, что такое иллюстрация, что такое фотодокумент или аудиовизуальный документ и т.д. Приведу только один пример, хотя можно их привести достаточно много. Смотрю альбом, созданный одним из архивов. Альбом издан прекрасно, в научный оборот введены рассекреченные документы, выстроен очень логично, сопровождающие статьи выше всякой критики. Правила публикации соблюдены, даны указатели. Вот он, думаю, фаворит среди альбомов. И вдруг вижу красивую надпись: «Список иллюстраций». И под этим заголовком прекрасно оформленный в соответствии со всеми правилами полный список использованных фотодокументов со всеми выходными данными и архивными легендами. Собственно, это и побудило меня попробовать разобраться в вопросе: что же такое аудиовизуальные документы, входящие в состав Архивного фонда РФ?
Для начала обратимся к ФЗ-125 «Об архивном деле в Российской Федерации» и Основным правилам работы 2020 года. В них не фигурирует понятие «изобразительный источник». Такое понятие отсутствует и в Методических рекомендациях по применению Основных правил, а также в Правилах использования документов Архивного фонда РФ.
Поэтому обратимся к ГОСТам: Р 7.0.8-2013 СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. Здесь даны определения, с которыми не поспоришь. Итак,
П. 29. Изобразительный документ: документ, воспроизводящий внешний вид или внутреннюю структуру объекта.
П.30. Фотодокумент: Изобразительный документ, созданный фотографическим или электронным (цифровым способом), фиксирующий информацию в виде отдельных изображений – статичных образов.
П.31. Аудиовизуальный документ: документ, содержащий изобразительную и/или звуковую информацию.
В ГОСТе 7.60-2003 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения». Под изображением понимается произведение живописного, графического, скульптурного произведения, специальной или художественной фотографии и графических работ
Кстати, в более раннем ГОСТе 7.69-95 «Аудиовизуальные документы» примерно так же трактуется понятие аудиовизуальных документов, а фотодокумент (п.5) как аудиовизуальный документ, содержащий информацию, зафиксированную на нем посредством фотографической техники, предметы в виде отдельных изображений. Понятие «изобразительный документ» в этом ГОСТе отсутствует.
Но не поспоришь. Фотодокумент – действительно, изобразительный документ, изображение. И в ГОСТах эти определения даются как первичные. Но мы прежде всего воспринимаем его как аудиовизуальный документ, обычный равноправный с документами, созданными на других носителях, входящих в состав АФ РФ, на специальном носителе.
Обратимся к монографии Владимира Петровича Козлова «Документальная память в архивоведческом знании» (М., Архив РАН, Древлехранилище, 2017, с.196): «Классификация архивных документов, основанная на виде носителя и способе закрепления на нем информации, позволяет выделить письменные документы, визуальные документы (изобразительные, фото, кино, видеодокументы), аудиодокументы, электронные документы». Не характеризуя данную классификацию, отмечу только, что изобразительные и фотодокументы заявлены как разные типы документов.
Далее, перейдем к монографии известного специалиста в области аудиовизуальных документов Владимира Марковича Магидова. Часто специалисты архива спорили с ним по тем или иным вопросам, но очень уважали и ценили его любовь и привязанность к документам, хранящимся в РГАКФД.
Итак, кинофотофонодокументы (КФФД) он зачастую называет изобразительными и изобразительно-звуковыми; определяя достоверность аудиовизуальных документов, когда пишет об изобразительных источниках. Но! Цитирую: «Одна из наиболее ответственных задач в процессе исторического исследования, решение которой позволит определить в известной мере уровень источниковедческой разработанности источников – овладение методикой публикации КФФД. Наиболее распространенный путь издания КФФД в современных исторических трудах – публикация в виде иллюстраций. Делается это непрофессионально, в отрыве от текста основного материала исследования, без указания авторства документов, чаще всего с неверными и неполными текстовыми сопровождениями, без должной источниковедческой и археографической проработки. Это свидетельствует о том, что археография КФФД в качестве самостоятельного направления исследований в полной мере еще не сложилась. Улучшению работы по публикации этих источников могут способствовать подготовка антологии КФФД (читай, объединенных баз данных, - Р.М.) по отечественной истории дореволюционного и советского периодов». (В.М. Магидов. Кинофотодокументы в контексте исторического знания. М. 2005).
С момента этой публикации прошло 17 лет. И мы возвращаемся опять к исходной точке. Что интересно, многие научные конференции пытаются обойти этот вопрос. Совсем недавно я получила 2 приглашения на конференции по изобразительным источником и в каждом приглашении оговорка: в конференции не будут рассматриваться вопросы, связанные с фотографией. Занимательно. А именно на эти вопросы нам, как практикам, хотелось бы получить точные и однозначные ответы.
В заключение хочу озвучить позицию Российского государственного архива кинофотодокументов.
Да, фотографии могут выступать как в качестве иллюстраций, так и в качестве исторического источника, фотодокумента.
Что может быть использовано в качестве иллюстраций? Фотография, созданная сегодня или очень давно, которая, простите за тавтологию иллюстрирует, например, какие наряды носили дамы на рубеже XIX – XX веков, или какие цветы произрастают в Подмосковье и т.д. Да, и эти фотографии могут принадлежать автору публикации, или взяты из семейных архивов, или созданы фотохудожником по заказу.
Но публикация документов, находящихся в составе Архивного фонда Российской Федерации – это не иллюстрация. И, собственно говоря, не имеет значения, какой документ опубликован: текстовый, графический, аудиовизуальный и т.д. Если документ имеет государственный учетный номер, сопровождается архивной легендой, находится на постоянном хранении в одном из архивов России – это, цитирую Следственный комитет Российской Федерации: «неопровержимое доказательство происходившего». Такие документы принимаются Судом Российской Федерации. И исключений для аудиовизуальных документов не предусмотрено.
В этом смысле и ответственность архивистов, и ответственность пользователей велика. Пора сделать так, чтобы все архивисты страны однозначно рассматривали фотодокументы, как полноценный исторический источник, с правом его публикации, как и любого другого документа. Собственно, при публикации требования к их оформлению определены.
А если фотодокумент АФ РФ публикуется вне текстового контента, или снабжен неверной легендой, или соответственно отретуширован (не имеется ввиду авторская ретушь), то это называется фальсификацией. Такие примеры можно приводить до бесконечности. Вот лишь некоторые:
1) №115О4»а» к/ф пр-ва Скобелевского комитета «Падение Перемышля»,1915 год. Русский военный обоз на подступах к крепости. г. Перемышль. Австро-Венгрия. Стр. 243 альбома. Используется в фильмах о Гражданской войне.
2) Расстрел полицаев. Используется в тематике «сталинских репрессий».
3) Что-то из Балт. флота 1913 года. Используется в фильмах и сюжетах первой мировой войны.
4) Десантирование русских войск во время первой мировой войны на Кавказском фронте- выдается за эмиграцию в 2О-е годы. С.26О альбома.
5) Сброс трупов в яму во время первой мировой войны- как репрессии (№11679. 1915 г.).
6) 18 декабря 2ОО9 года по НТВ в серии «Советские биографии» фильм «Н.С. Хрущев» Репрессии – дан фрагмент из «РВХ, серия 8» за 1914 год - сброс трупов немцев во время первой мировой войны 1914 года + и под ту же тему фрагмент- призванные в армию молодые люди с чемоданами садятся в автобус.
7) На ТК «Культура» фильм из цикла «Больше, чем любовь. Матильда Кшесинская и т.к. нет киносъемок ее, показывают танец А. Павловой и Г. Улановой и другие.
Мне даже не пришлось ничего искать. Это примеры из опубликованной статьи моих коллег: Г.Е. Малышевой и В.Н. Баталина.
Пора в этом вопросе прийти, наконец к единообразию форм и правил использования фотодокументов, а также ответственности тех, кто этими документами пользуется.
Заместитель директора РГАКФД Р.М. Моисеева