Вы здесь

Комплектование РГАКФД на современном этапе

Сообщение начальника отдела комплектования и ведомственных архивов Е.В. Волковой на заседании Круглого стола ВНИИДАД «Источники комплектования государственных и муниципальных архивов: нормативно-правовые основы взаимодействия, методические решения и практика работы».

25 апреля 2023 г.г. Красногорск

Про источники комплектования

Российский государственный архив кинофотодокументов – единственный федеральный архив, у которого отсутствуют списки организаций – источников комплектования, как утративших свое практическое значение.

В советское время существовала стройная система комплектования, при которой, как и во всех архивах, в РГАКФД велись списки источников комплектования − № 1 основных и № 2 возможных источников. Основными источниками комплектования были Фотохроника ТАСС, Агентство печати «Новости» (АПН), фототека Верховного Совета СССР, Всесоюзные общественные организации, редакции газет, журналов, ведущие киностудии страны (ЦСДФ, Центрнаучфильм, Леннаучфильм, Куйбышевская, Западно-Сибирская, Кавказская, Дальневосточная киностудии и др.). К возможным источникам комплектования относились поступления от частных лиц, которые носили периодический характер.

В 1990-е гг. эта система стала разрушаться, а к началу 2000-х полностью себя изжила. Учреждения, работавшие с пленкой, были упразднены, либо поменяли форму собственности, а также оценили высокую материальную стоимость имеющихся у них документов. Всё это привело к отказу постоянных источников комплектования РГАКФД от сотрудничества с архивом, а весомых рычагов, стимулирующих безвозмездную передачу аудиовизуальных документов в государственный архив не было.

В связи с неуклонным сокращением государственных источников комплектования, РГАКФД отказался от ведения списков источников комплектования. Последние Списки были утверждены ЦЭПК Росархива в 2000 году.

Несмотря на отсутствие Списков организаций – источников комплектования, пополнение Архивного фонда Российской Федерации аудиовизуальными документами является одной из первостепенных задач РГАКФД. Ежегодно архив принимает от 5 до 50 тысяч ед.хр. новых поступлений аудиовизуальных документов на основании заключенных с владельцами договоров и около 1200 ед.хр. обязательных экземпляров видеодокументов, принятых в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994г. №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».

То есть, в настоящее время в РГАКФД существуют две формы приема документов на хранение: договорная и обязательный экземпляр.

Пришли к этой системе не сразу. После развала Советского Союза отсутствие законодательной базы не давало архиву оснований требовать от студий, организаций – производителей кино- и фотодокументов передачи аудиовизуальных документов на государственное хранение. Поэтому в период 1990-х – 2000-х специалистами отдела комплектования РГАКФД проводилась большая работа по поиску потенциальных источников комплектования на различных выставках, мероприятиях, через третьих лиц. Этот период между собой шутя мы называем периодом чаепития, которое принесло плоды. Постепенно основой комплектования стали поступления из личных архивов режиссеров, авторов документального кино, их наследников и родственников.

Большую позитивную роль в организации комплектования сыграл принятый в 1994 году Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», в который РГАКФД вошел только спустя 8 лет в редакции 2002 года. Принятие ряда подзаконных актов, обязывающих кинопроизводителей, желающих получить прокат своих фильмов на территории Российской Федерации, обеспечили с 2003 года стабильный прием комплектов кинодокументов, а с 2004 – видеодокументов в архив. Последний обязательный экземпляр на кинопленке РГАКФД получил в 2012 году, поскольку к этому времени в стране практически прекратилось производство кинопленки и производство документальных фильмов на ней.

Как известно, в любом положении есть свои плюсы и минусы. При существующей в РГАКФД форме комплектования, безусловно, существуют определенные положительные и отрицательные стороны.

Из положительного:

1.Отсутствует необходимость работы и посещения ведомств (со всеми вытекающими последствиями).

2.Отсуттствует необходимость инициативного комплектования. Владельцы сами обращаются с предложениями принять документы на хранение в архив.

3. Высвобождается рабочее время специалистов отдела комплектования на другие виды работ.

Из отрицательного:

1.Прием всех документов в неупорядоченном состоянии (прежде всего из-за отсутствия у владельцев оборудования для просмотра). Экспертиза проводится непосредственно в архиве, за исключением обязательных экземпляров, которые по законодательству не требуют проведения экспертизы ценности. Как следствие – массивы неописанных документов, которые ждут своей очереди.

2.Принятые для проведения экспертизы ценности документы грязные, пыльные, плохой технической сохранности (так как находились в гараже, под кроватью, на чердаке, на даче и проч.).

3.Скудное, либо полностью отсутствующее сопроводительное описание документов. Поэтому описание (источниковедческий анализ, расшифровку, атрибуцию, аннотирование) и составление описей осуществляют специалисты отдела комплектования в соответствии с годовым планом работы отдела.

 

Про нормативное и методическое обеспечение

С учетом специфики РГАКФД очень не хватает норм для работы с аудиовизуальными документами. Последние Правила работы с кинофотофонодокументами вышли в 1980 году. В плане работы с аудиовизуальными документами на традиционных носителях (на пленке) ничего принципиально не поменялось, но появились новые аудиовизуальные документы, такие как видеодокументы, электронные аудиовизуальные документы, которые требуют определения правил, стандартов работы с ними.

Поскольку архив имеет определенный опыт работы с видеодокументами, прием которых ведется с 2002 года, и с электронными аудиовизуальными документами, которые принимаются с 2012, в архиве действуют локальные методические рекомендации, инструкции, в которых закреплены полученные эмпирическим путем наработки.

Также в отношении электронных аудиовизуальных документов остро стоит вопрос о дальнейшем поддерживании принятых на хранение форматов электронных документов, поскольку техника имеет тенденцию быстро устаревать, а с учетом санкций стоит вопрос в принципе работы оборудования.

Про тенденции

За последние годы увеличилось количество организаций, которые хотят сдать аудиовизуальные документы на постоянное хранение в архив (Театр Образцова, Московская государственная академия хореографии, Московская духовная академия, Театр Маяковского, ЦСКА).

Увеличение числа электронных аудиовизуальных документов, которые требуют быстрого ввода в оборот, поскольку не хранятся долго, в отличие от пленки.

Необходимость подготовки кадров с междисциплинарным подходом в работе с документами, сочетающих в себе гуманитарные и технические знания (знания в области архивоведения и документоведения, умения работать с техникой как старой, так и новой).

 

Начальник отдела комплектования

и ведомственных архивов РГАКФД                                                 Е.В. Волкова