Вы здесь
Военнопленные I Мировой войны 1914-1918 гг. в материалах Российского государственного архива кинофотодокументов
Сообщение главного специалиста отдела комплектования и ведомственных архивов РГАКФД А.В. Коробовой на Международной научной конференции «Первая Мировая война в исторической памяти России и Европы: документальные свидетельства и исторические нарративы».
Начало ХХ века стало переломным моментом европейской цивилизации. Это время великих революций и мировых войн, падение династических империй и возникновение новых государств, массового террора и стремительного научного и технического прогресса. Первую мировую войну историки охарактеризовали как конец XIX века. В Европе ее называли Четырехлетней, Большой, Великой и Великой Европейской; в России – Второй Отечественной и Великой Отечественной, Германской, Империалистической. Это был один из самых широкомасштабных военных конфликтов в истории человечества и как следствие, многочисленные жертвы как военных, так и мирного населения, а также разрушенные города и села.
Люди по обе стороны фронта зачастую проживали одни и те же судьбы: получали ранения, попадали в плен, погибали в бою или их настигали болезни. На Восточном фронте к тому же шла война с внутренними врагами. Кого-то подозревали в шпионаже, других обвиняли в поражениях и изолировали от общества. Это реальная жизнь, которая в начале войны была насыщена эйфорией и оптимизмом, впоследствии сменившиеся разочарованием и страхом, если не сказать кошмаром. По не полным данным за годы войны потери русской армии составили более 9 000 000 человек, в том числе 3 790 000 ранеными и пораженными удушливым газом, и 5 571 000 больными. В строй возвращалось не более 50% раненых.
Но «мясорубка» тех лет оказалась как бы в тени последующей Второй мировой войны, которая своими ужасами закрыла от нашего внимания Первую мировую. Великая война является одним из ключевых событий мировой истории. Она определила дальнейшую эволюцию мира, оказала огромное влияние на последующие события ХХ столетия, но одновременно сделала насилие привычным орудием разрешения международных споров. Война оставила после себя невиданное озлобление народов, выплеснувшееся в кровавую драму Второй мировой войны, но также дала толчок к разработке новых видов вооружений, средств ведения боя. Впервые в истории всех войн нашли широкое применение танки, авиация, артиллерия, подводные лодки, торпедные катера, химические и дымовые снаряды, появилось новое стрелковое вооружение. Стала актуальной «окопная тактика» ведения войны с целью изматывания противника и истощения его экономики, работающей на снабжение фронта.
Но без людей нет истории. Все, что наука называет историческим процессом, реализуется через действия конкретных участников, которые нередко вносят существенные коррективы в события, украшая их своей индивидуальностью и не давая истории превратиться в безликое движение от причин к следствиям. Сегодня мы можем видеть эту войну глазами военных кинофотохроникеров. Для того чтобы в газету или журнал был направлен очередной материал, корреспонденты должны были идти в огонь, на передовую, и одновременно делить с солдатами все тяготы окопной жизни. Конечно, на войне в руках лучше иметь хорошее оружие, чем самую совершенную кино- или фотоаппаратуру. И тот, кто рассматривал врага в видоискатель, а не через прицел, безусловно, сильно рисковал. Но храбрость эта была оправданна. Именно благодаря геройству фронтовых репортеров до нас дошли эти бесценные свидетельства военного лихолетья. Смотря фотографии или хронику тех лет, нам иногда кажется, что мало снимков боя, мало движения. Но не надо забывать о том, что аппаратура в те годы была весьма несовершенна и достаточно громоздка.
Несмотря на это, сохранившиеся подлинные фотографии и хроникально-документальные киносъемки дают полное представление о всех сторонах этой поистине вселенской катастрофы. Мы видим какова жизнь человека в условиях военных действий и окопного быта в прифронтовой полосе и глубоком тылу, положение военнопленных и беженцев, социальный портрет участников войны, а также новые веяния в развитии военной техники.
Признание кинофотодокументов как ценнейших памятников истории и культуры приобретает сегодня особую значимость и актуальность. Исследование этих специфических документов с источниковедческой и архивоведческой позиций дает уникальный материал для характеристики тех областей жизни общества и тех явлений, о которых мы знаем очень мало или не знаем практически ничего.
Российский государственный архив кинофотодокументов является крупнейшим хранилищем аудиовизуальных документов по Первой мировой войне не только в нашей стране, но и в мире. Все последние годы ведется огромная работа по выявлению и атрибутированию фото и кинодокументов. Только киноматериалов, посвященных этой теме, мы имеем более 400 наименований, а фотодокументов несколько тысяч. К 100-летию начала Великой войны РГАКФД выпустил двухтомник фотодокументов (487+480=967 фотографий) и мультимедийный диск с хроникой того времени (29 сюжетов).
В процессе подготовки издания было проведено комплексное и всестороннее изучение большого массива кинофотодокументов, документальных источников, мемуаров и публикаций, что позволило объединить в альбоме обширный корпус документов, отражающих события Первой мировой войны. Авторами съемок, наряду с профессиональными фотографами, были офицерские чины, полковые священники. Надо отметить, что в России сначала войны и вплоть до конца 1916 г. монопольное право съемок на фронте было дано военно-кинематографическому отделу Скобелевского комитета при Николаевской академии Генерального штаба. По поручению военного министра на экран выпускались «кинематографические снимки» из жизни и деятельности всех войсковых частей, которые демонстрировались и на фронте. Сначала войны Комитет стал выпускать серийный журнал «Русская военная хроника», а также вышли фильмы «Беженцы. 1914 г.» «Падение Перемышля. 1915 г.» и другие. В тоже время другие кинофирмы и кинофабрики имели право проводить съемки только в тылу. Наибольшую часть архивной коллекции составляют как раз тыловые съемки. Первые документальные сюжеты появились в «Пате-журналах». Фирма Ханжонкова выпускает такие фильмы как «Раненые воины в Москве. 1914 г.», «Молебствие на Красной площади. 1914 г.» и другие. Российский государственный архив кинофодокументов имеет на хранении киноматериалы европейских кинокомпаний: в частности: «Берлин хронос», КОФА (Франция), «Паризиан», Кинематографического отдела Британского Главного штаба и др.
Необходимо отметить, что значительная часть кинодокументов первых десятилетий российского кинематографа безвозвратно утрачена. Это явилось следствием революций 1917 года, Гражданской войны, изменением социально-политической формации страны, повлекшей национализацию всей кинопромышленности в 1918–1919 годах. В результате практически не сохранились первоначальные монтажи фильмов, полный объем этих произведений; оказались, по большей части, утраченными авторские титры кинодокументов. Большинство киносъемок существует, к сожалению, в виде разрозненных фрагментов или со значительными купюрами, а их оригиналы являются единственными экземплярами и имеют значительные физические повреждения, препятствующие их всестороннему источниковедческому изучению. Архив планомерно занимается оцифровкой кинодокументов. Специальное оборудование используется лишь для минимизации нестабильности изображения.
Из 72 миллионов, призванных в годы Первой мировой войны офицеров и солдат воюющих держав, около 9 миллионов человек попало в плен. Из них в лагерях Австро-Венгрии и Германии содержалось 2,8 миллиона солдат и офицеров русской императорской армии. Около 800000 офицеров и солдат стран Антанты до ноября 1918 г.находилось в плену в Германии. На территории Российской империи в период войны содержалось более 2 миллионов военнопленных офицеров и солдат из Австро-Венгрии, Германии и Османской империи. Отношение воюющих сторон к пленным на протяжении истории человечества было разным. А XX век был особенно очень противоречив в этом вопросе. Более 30 кинодокументов и несколько тысяч фото, хранящихся в архиве, наиболее полно, насколько это возможно, отражают жизнь военнопленных разных национальностей, на разных территориях и в разных ситуациях. Это и первые минуты плена, досмотры, допросы, конвоирование, минуты отдыха, медицинское обслуживание, исполнение религиозных обрядов. Есть также примеры наказания, репрессий, вплоть до расстрелов. Присутствуют фотографии, отражающие бытовую жизнь военнопленных, можно даже сказать, парадную: это и занятия музыкой (оркестры), спортом (игра в теннис), участие в театральных постановках.
В завершение хочу предложить вашему вниманию 2 кинодокумента:
1. «Наши враги у нас в плену» (Скобелевский комитет. (1916). Здесь два сюжета. 1. Лагерь военнопленных австрийцев: пленные на обустройстве лагеря выполняют строительные работы, во время обеда, на отдыхе; лаборатория лагеря. 2. Пленные турки в лагере на острове Нарген в Каспийском море; во время обеда и на отдыхе.
2. «Германские военнопленные в Англии» (А. Ханжонков. 1915-1917 гг.). Великобритания, концентрационный лагерь в г. Дорчестер: панорама зданий, территория. Немецкие военнопленные на различных работах, на отдыхе.