Вы здесь
Из опыта работы с новыми поступлениями фотодокументов: коллекция фотодокументов из личного архива О.А. Мерцедина
Выступление начальника отдела комплектования и ведомственных архивов Е.В. Волковой на конференции «Фотография в музее», проходившей в Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры «Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО»
В 1996 году в Российский государственный архив кинофотодокументов фотокорреспондентом Олегом Александровичем Мерцединым был передан личный архив фотодокументов. Имя этого фотографа широкой публике неизвестно. Собственно говоря, как не было известно и сотрудникам отдела комплектования и ведомственных архивов РГАКФД. Однако, в процессе работы с данным архивом пришло понимание ценности и, в некоторой степени, уникальности данной коллекции.
Информация об авторе фотодокументов отсутствовала, за исключением того, что он был начальником фотоцеха киностудии «Мосфильм». Обратившись к коллегам – архивистам киностудии «Мосфильм», удалось познакомиться с личным делом О.А. Мерцедина. Благодаря сведениям, содержащимся в деле (автобиографии, творческой карточке, заявлениям, характеристикам и проч. документам) сложилось определенное представление о фотографе О.А. Мерцедине как о человеке, так и творческой единице. Наконец, узнать, как он выглядел, поскольку несмотря на немалый объем переданных им фотодокументов, личной фотографии О.А. Мерцедина не было, а в личном деле присутствовали фотографии. Хочется поблагодарить архив киностудии «Мосфильм», сохранившего личное дело – единственный источник информации о фотографе. Сотрудники архива киностудии сами заинтересовались делом О.А. Мерцедина, поскольку не предполагали, что такой интересный человек у них работал. Изучив дело, его выделили в особый отдел архива. Несмотря на предпринятые усилия, других сведений о фотографе обнаружить не удалось.
Итак, Мерцедин Олег Александрович родился 20 сентября 1915 г. в украинском городе Кировограде (бывш. Елисаветграде). Его отец Мерцедин Александр Николаевич работал счётным работником на кондитерской фабрике, мать Надежда Родионовна была домохозяйкой. Когда Олегу шёл 2-й год, мать его умерла. Отец оставил сына у сестёр матери и уехал, пропав без вести. Дальнейшая его судьба неизвестна.
С двухлетнего возраста Олег жил поочередно у своих тёток – Конахевич Татьяны Родионовны, проживавшей в Москве, и Гординской Марины Родионовны, муж которой был военнослужащим. Вместе с Гординскими Мерцедин перемещался по городам Украины по местам службы дяди, постоянно меняя школы. Начиная с 14 лет Олег Александрович жил самостоятельно. В 1930 г., через биржу труда, он был направлен на Енакиевский металлургический завод в Донбассе, учился в ФЗУ (фабрично-заводском училище), жил в детском доме. В 1933 г. окончил ФЗУ по специальности электрослесарь и уехал в Запорожье на Днепрострой. Проработал один год на заводе «Запорожсталь» электрослесарем доменного цеха. В 1934 году приехал в Москву и поступил в Мосэнерготехникум, из которого ушёл со второго курса.
Свою творческую биографию Олег Александрович начал в 1935 г., поступив в Училище театра им. Моссовета, где проучился год и поступил в Школу киноактеров киностудии «Мосфильм», в которой также проучился год. «Учебные заведения я не окончил, т.к. процесс их меня не удовлетворял», – так фотограф характеризовал свою учёбу.
Тем не менее в 1939 г. он всё же окончил Московское городское театральное училище и получил квалификацию драматического актёра.
В 1939 г. по предложению РККА (Рабоче-Крестьянской Красной армии) Мерцедин О.А. поступил на службу в Театр Советской Армии Средне-Азиатского Военного округа в г. Ташкенте для обслуживания воинских частей и гарнизонов. За время службы в театре сыграл Левицкого в спектакле «Павел Греков», лейтенанта Бахметьева в спектакле «Падь Серебряная», Зелкина в спектакле «Кто смеется последним» и других. В ноябре 1941 г. мужской состав театра был зачислен курсантами Ташкентского военно-пехотного училища им. Ленина, по окончании которого в 1942 г. Мерцедину О.А. было присвоено звание «лейтенант», и в течение года он служил командиром взвода пехотного училища, инструктором штыкового боя, комендантом Куйбышевского районного гарнизона г. Ташкента. В августе 1943 г. Мерцедин О.А. был переведен в г. Солнечногорск Московской области начальником штаба колесного батальона танковой бригады Академии бронетанковых и механизированных войск Советской Армии им. И.В. Сталина. В боях во время Великой Отечественной войны участия не принимал. Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
После демобилизации работал актером Театра-студии киноактера, в котором сыграл роли Паркера в спектакле «Веер Леди Виндермир», немецкого солдата в спектакле «Молодая гвардия» и других.
Надо отметить, что Мерцедин О.А. пробовал себя и в качестве киноактера, снявшись в нескольких кинофильмах. В их числе эпизодическая роль в к/ф «Поколение победителей» режиссёра В.П. Строевой (1936), роль старпома Соловьева в к/ф «Повесть о «Неистовом» режиссёра Б.А. Бабочкина (1947), эпизодическая роль немецкого солдата в к/ф «Молодая гвардия» режиссёра С.А. Герасимова (1948), эпизодическая роль врача-ординатора в к/ф «Повесть о настоящем человеке» режиссёра А.Б. Столпера (1948).
В личном деле Мерцедина О.А. характеризовали как «дисциплинированного, способного актера и хорошего общественника». Можно предположить, что заниматься фотографией он начал с 1947 г., когда был откомандирован из Театра-студии киноактера заведующим культотделом Центрального комитета профсоюза кинофотоработников СССР. Занимался агитационной работой среди населения, был председателем участковой избирательной комиссии по выборам в местные советы депутатов трудящихся. Собственно, с этого времени Мерцедин О.А. отошёл от актерской профессии и занялся управленческой деятельностью. В 1949 году он был назначен помощником начальника творческих кадров Министерства кинематографии СССР и поступил на вечернее отделение Университета Марксизма-Ленинизма при Московском городском комитете КПСС, который окончил в 1951 году.
В 1953 году Мерцедин О.А. был переведен на киностудию «Мосфильм» и утвержден в должности начальника фотоцеха киностудии. В этой должности Мерцедин О.А. проработал 2 года. Затем работал помощником режиссёра на производстве художественного фильма «Признание». А в 1957 году перешёл на работу фотокорреспондентом журнала «Советский фильм» Всесоюзного кинообъединения «Совэкспортфильм». Компания «Совэкспортфильм» была организована в 1945 году. До 1989 года являлась монополистом в области зарубежного проката советских картин и проката иностранных фильмов в СССР.
Иллюстрированный рекламный журнал «Советский фильм» выходил на русском, английском, французском, немецком, испанском и арабском языках, распространялся более чем в 120 странах мира.
Собственно говоря, это все биографические сведения. Дальнейшая творческая судьба Олега Александровича – неизвестна.
Что касается коллекции. Это был один чемодан с негативами в конвертах, пронумерованными согласно прилагавшемуся списку. В списке под номерами были обозначены фамилии, либо темы, такие как «режиссеры», «операторы», «ВГИК» и проч.
Передавать фотодокументы из отдела комплектования и ведомственных архивов в отдел обеспечения сохранности и государственного учета документов начали в 2002 году. За период с 2002 по 2015 гг. на постоянное хранение в архив передано 3689 ед. хр. фотодокументов из личного архива О.А. Мерцедина. Это негативы, контратипы 0-го и 1-го размера, цветные и чёрно-белые за 1957–1985 гг. Фотодокументы содержат съемки советских деятелей культуры и искусств – актёров, кинорежиссёров, кинооператоров, писателей, поэтов, скульпторов, художников, цирковых артистов и проч., которые условно можно разделить на следующие блоки:
-
портретные съёмки;
-
съёмки в домашней обстановке;
-
съёмки в рабочей обстановке;
-
рабочие моменты съёмок кинофильмов;
-
театральные постановки;
-
цирковые выступления;
-
участие в различных мероприятиях, таких как съезды, кинофестивали, встречи со зрителями, открытия выставок и т.д.;
-
работа в студиях звукозаписи;
-
съёмки во ВГИКе, Училище им. Щукина, ЛГИТМиКе, Школе-студии МХАТ и т.д.
При работе с данным архивом возникала сложность в проведении экспертизы ценности: несмотря на большое количество вариантов, трудно было выбрать лучшие, поскольку большинство фотодокументов в фокусе, великолепного технического состояния. В заслугу автору надо поставить блестящее чувство композиции, выбор света, ракурса, отношение к фотографии как к искусству. Прежде всего это касается великолепных портретных съёмок, раскрывающих необыкновенную любовь автора к людям, попавшим в его объектив.
Съёмки в домашней обстановке, безусловно носят постановочный характер, однако раскрывают суть того или иного человека, о котором в советские времена было известно очень мало, а ставшие в последствии известными факты его биографии подтверждают увиденное на фотодокументе.
Любопытны фотодокументы, отображающие процесс съёмок кинофильмов, таких как «Война и мир», «Воскресение», «Коммунист», «Люди и звери», «Я шагаю по Москве», «Русский сувенир», «Девчата», «В мире танца» (в главной роли - М. Эсамбаев), «Кавказская пленница» и др. Помимо рабочих моментов съёмок, показана работа гримёров, операторов, отдых артистов.
Театральный блок, представлен следующими спектаклями: «Доктор Вера», «Метель» в постановке Московского драматического театра имени А.С. Пушкина, «Целуй меня, Кэт», «Директор» в постановке Московского государственного театра киноактера, «Конармия» в постановке Театра им. Евг. Вахтангова, «Дон Жуан или Любовь к геометрии» в постановке Московского театра сатиры и др. Очень интересны контратипные съёмки актёров в различных театральных образах за разные годы, таких как А.Д. Папанов, Р.Я. Плятт, С.А. Закариадзе, В.В. Меркурьев.
Пополнили коллекцию архива фотодокументы о жизни студентов и педагогов театральных ВУЗов. Это занятия по сценическому движению, речи, фехтованию, танцу, операторскому мастерству, репетиции студенческих спектаклей. Интересно смотрятся ставшие впоследствии известными и популярными артистами студенты Борис Токарев, Наталья Белохвостикова, Наталья Гвоздикова, Вадим Спиридонов, Семён Морозов, Константин Райкин и др.
Цирковые съёмки включают в себя портретные съёмки, выступления известных артистов цирка, таких как Олег Попов, Валентин Филатов, Михаил Шуйдин и участников молодежного циркового ансамбля «Начало пути».
Есть фотографии юных артистов – Коли Бурляева, Лены Прокловой, певицы Ирмы Сохадзе.
В сопроводительном письме к данному архиву было написано, что фотограф передал ряд журналов, в которых напечатаны фотографии, но, к сожалению, журналы не обнаружены. Удалось в интернете найти две обложки журнала «Советский фильм». С большой долей вероятности можно сказать, что фотографии эти сделаны О.А. Мерцединым.
Надо отметить, что фотоработы О.А. Мерцедина очень запоминающиеся, яркие и самобытные. Зачастую они используются в современных периодических изданиях, которые рассказывают о биографиях советских деятелей культуры рубежа 1950 – 1970-х гг. И они узнаваемы. Убедиться в своеобразности, неповторимости фотодокументов О.А. Мерцедина может любой пользователь архивной информации, поскольку сведения о фотодокументах внесены в электронную базу данных РГАКФД и размещены в сети Интернет на сайте архива. В настоящий момент из личного архива О.А. Мерцедина внесено в базу данных 2165 ед. фотодокументов.
Несмотря на отсутствие известности, имя О.А. Мерцедина можно смело поставить в один ряд с такими корифеями советского фотоискусства как Д.Н. Бальтерманц, М.В. Альперт, В.В. Егоров. Хочется думать, что творческое наследие О.А. Мерцедина в недалеком будущем будет всесторонне использоваться и по достоинству будет оценено пользователями архивной информации, а также исследователями как в области фотографического искусства, так и в области документальной фотосъемки.