Вы здесь

Режиссёр как личность

Сообщение заместителя директора РГАКФД Р.М. Моисеевой  на симпозиуме, посвященном советскому пропагандистскому искусству 1920-1940-х гг.

с 11 октября 2011 по 16 октября 2011 г.г. Чикаго (США)

Уважаемые дамы и господа!

Я представляю Российский государственный архив кинофотодокументов – особо ценный объект культурного наследия народов России. Наш национальный архив является одним из крупнейших и старейших в мире хранилищ аудиовизуальных документов. Архив создан 12 октября 1926 года, и сегодня мы празднуем 85 лет со дня его основания. Официальный праздник очень широко отмечался, он состоялся 7 октября. Архив хранит кинодокументы (документальную кинохронику – с1896 года по настоящее время), фотодокументы – с1850 года по настоящее время. Все аудиовизуальные документы, находящиеся в архиве на хранении, являются национальным достоянием Российской Федерации.

Сегодня практически всё документальное кино, которое снимается в стране, и имеет статус национального фильма, попадает к нам на архивную полку. В нашем архиве нет закрытых для использования документов. Архив имеет свой сайт, где помимо самой разнообразной информации установлены электронные каталоги кино-и фотодокументов (фотодокументы ещё не все введены в электронную базу данных из-за их огромного количества). Поэтому собрать необходимую информацию о наших документах можно в интернете.

Сегодня речь пойдёт об одном из режиссёров, чьи фильмы также находятся на постоянном хранении в архиве.

Это Александр Иванович Медведкин – ровесник 20 века. И как дитя своего века в своей судьбе отразил практически все события, происходившие в России и советском Союзе.

В годы гражданской войны служил в 1-й Конной армии политработником (на стороне большевиков), затем, в 1927 году, демобилизовавшись из Красной армии пришёл работать на студию «Госвоенкино». С 1932 года руководил агитационным кинопоездом «Союзкино», выезжал на стройки первой пятилетки. Рабочим лозунгом кинопоезда стала фраза: «Сегодня снимаем, завтра показываем». Основной задачей съёмок кинопоезда стало вскрытие недостатков при строительстве нового мира. Медведкин искренне верил, что, вскрывая недостатки, изобличая их при помощи гротеска и сатиры, приближает светлое коммунистическое завтра. Кинопоезда боялись. Возможно, и потому, что им также руководил Военпур (Главное политическое управление Рабочее-Крестьянской Красной Армии), организация мрачная, особенно, после того, как её возглавил Мехлис Лев Захарович, сторонник жёстких репрессий. Даже в газетах тех лет сохранилось крайне мало упоминаний о работе кинопоезда. Зачастую, персонажи медведкинских съёмок, подвергавшиеся критике в кинематографе, в реальной жизни были репрессированы. Знал ли об этом Александр Иванович? Или смотрел только вперёд, видя перед собой победу коммунизма во всём мире?

В годы второй мировой войны Медведкин руководил фронтовыми группами. С 1956 года работал исключительно в документальном кино.

А.И. Медведкин награждён орденами и медалями СССР, он народный артист СССР, Трижды лауреат Государственной премии – самой высокой оценки труда в Советском Союзе.

На постоянном хранении в Российском государственном архиве кинофотодокументов находится 49 киноработ Александра Ивановича Медведкина. Первая из них датируется 1929 годом. Это его документальный фильм, посвящённый гигиене и рассчитанный на зрителя-солдата «Береги здоровье!», а последний – «Тревога», 1984 года, посвящённый в очередной раз резкой критике американского империализма. Киносъёмок в период работы кинопоезда, где чётко прослеживается авторство Медведкина, в архиве практически нет. Однако работы, созданные кинопоездом, позволяют получить представление о направленности киноработ и о средствах, позволяющих создать образы в документальных лентах.

Его политические памфлеты, которые вам предстоит увидеть, на мой взгляд, несколько однообразны, но его почерк совершенно самобытен и узнаваем, очень выразителен, каждый кадр проработан и прокомментирован соответственно. Вообще, следует сказать, что его кинопамфлеты настолько политизированы и односторонни, что возникают вопросы о том, как сам Александр Иванович воспринимал события, о которых рассказывал в своих кинофильмах. Ведь в 60-е, 70-е годы ХХ века, несмотря на чёткие идеологические установки, вполне можно было через фильмы высказывать свою точку зрения, что многие режиссёры небезуспешно и делали.(Взять хотя бы известного кинорежиссёра Андрея Арсеньевича Тарковского).

Поэтому я задалась вопросом: что такое Режиссёр Медведкин как личность, каковы его действительные взгляды, какой он был? Ведь через познание личности легче осознать его творчество.

Александр Иванович Медведкин практически до последних дней своей жизни работал на Центральной студии документальных фильмов. Напоминаю, что он ушёл из жизни в 1989 году. Поэтому живы и работают по сегодняшний день люди, которые создавали вместе с ним фильмы, трудились бок о бок, находились с ним в дружеских отношениях или были его учениками. Я опросила многих людей; у каждого из них было своё мнение об Александре Ивановиче, но совершенно точно вырисовались черты его личности, которые отметили все опрошенные. Примем эту данность, как репрезентативную выборку.

– Медведкин был очень вежливый и воспитанный человек. Никто не мог прпомнить, чтобы он когда-то повысил голос, даже в критических ситуациях;

– Кое-кто из опрошенных отметил даже застенчивость Медведкина, его способность краснеть;

– Медведкин был очень скрытный, замкнутый и «сухой» человек. Кое-кто отметил даже, что эторт человек в общении был неинтересен;

– У Медведкина не было очень близких друзей. У него было своё личное пространство, в которое он не допускал никого. Даже люди, которые находились с ним в достаточно близких отношениях, практически ничего не могут сообщить о его семье или какие-то личные моменты жизни этого режиссёра.

– Отмечают плохие способности Медведкина как аналитика. Его «коньком» была вера в светлое будущее человечества. И этой вере он отдавл всего себя. О чём он, кстати упоминал в своих интервью (по-моему, искренне): «Я очень рад, что все мои силы отданы борьбе за светлое будущее человечества», - я бы добавила, как он понимал это будущее.

– Все (ещё раз подчеркну – все) опрошенные отметили искреннюю приверженность Медведкина идее коммунизма и революции. Причём, несмотря на всё, что Александр Иванович, разъезжая по СССР, видел, он был и оставался истовым коммунистом, Искренним пропагандистом советского образа жизни. Это его отношение к советской идеологии роднит его с другим великим режиссёром ХХ века Александром Петровичем Довженко, который, несмотря на все удары по нему советской власти, любил повторять, что Коммунизм нам мешают построить дураки и американский империализм. Похоже, такая же истовость отличала и Медведкина.

После этого как-то более понятны становятся посылы создания его критичных фильмов в бытность работы его в кинопоезде, и его кинопамфлеты с жёсткими эмоциональными высказываниями в адрес американского империализма (он не хотел замечать, что гонка вооружений и военные конфликты становятся результатом двустороннего противостояния двух систем).

Последний его художественный фильм «Беспокойная весна» (1956 год), - это кинокомедия, посвящённая освоению целинных земель. Героический труд советской молодёжи, приехавшей со всей страны, чтобы освоить целинные и залежные земли. Молодёжь горела энтузиазмом, работала, не покладая рук, и эти земли, действительно, дали невиданный урожай хлеба.

Однако самоотверженный труд провалился в никуда, потому что страна не готова была переработать такой урожай, и львиную долю его сгноили на корню.

Тот энтузиазм, с которым комсомольцы ехали на целину, обернулся серьёзным разочарованием, и комедия «Беспокойная весна» совсем не соответствовала настроениям в обществе.

То, что я сказала об Александре Ивановиче Медведкине выше – правда, как правда и то, что он был очень одарённым, талантливым человеком. Его острый глаз, его плакатный рисунок съёмок, экспрессия, склонность к гротеску далеко не полностью определяют его стиль. Талантливого человека очень трудно заключить в какие-то определённые рамки. Интерес к его творчеству в мире вполне оправдан.

То, что вы увидите сегодня на экране, определяет одну из граней его восприятия мира. Но есть ещё его «Цветущая юность» (1939 год) – цветной экспериментальный фильм, есть его выпуски киножурналов, есть его киноочерки.

И рассматривая его творчество в комплексе, можно смело сказать, что несмотря на плохие аналитические способности, идеологически односторонний взгляд, Александр Иванович Медведкин – личность незаурядная, творческая талантливая. Думаю, вы с интересом ознакомитесь с представленными здесь работами.
 

Р.М. Моисеева,
заместитель директора РГАКФД