Вы здесь
Кинофотодокументы Российского государственного архива кинофотодокументов по истории Великой Отечественной войны: оборона и контрнаступление советских войск под Москвой 1941-1942 года
Выступление главного специалиста отдела информационного обеспечения РГАКФД М.А. Чертилиной на научно-практической конференции «Сорок первый год в Московской области. До и после объявления войны».
Со дня окончания Великой отечественной войны прошло более 65 лет. Для большинства россиян это уже история, знакомая по книгам, фильмам и рассказам ветеранов. Но до сих пор война остается болевой точкой. В этом 2011 году наступает самая трагическая дата в истории нашей страны - 70 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Именно в этот предрассветный час, 22 июня 1941 года, были сломлены судьбы всех граждан Советской страны, не стало ни одной семьи, которой не коснулись бы ее беды и тяготы.
Утром 22 июня московское радио передавало обычные воскресные передачи и мирную музыку. О начале войны советские граждане узнали лишь в полдень, когда по радио выступил Председатель Совета Народных комиссаров, Нарком иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов. Он сообщил: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну».
Так началась самая страшная и кровопролитная война в истории человечества.
Менее чем за полгода немецкие войска оккупировали значительную часть европейской территории Советского Союза и вышли на подступы к столице – Москве. Казалось, что повторяется ситуация с большинством стран Европы, когда германской армии хватило несколько недель до победы. Но так не случилось. В результате неимоверных усилий, тяжелых оборонительных боев, которые вела Красная Армия (с 30 сентября по 5 декабря 1941 года), продвижение немцев было остановлено. План молниеносной войны сорвался.
С 5 декабря 1941 года по 20 апреля 1942 года воинами Красной Армии были проведены наступательные операции Великой Отечественной войны, для разгрома ударных группировок немецко-фашистской группы армий «Центр». В битве под Москвой участвовали войска Западного, Резервного, Брянского, Калининского и правого крыла Юго-Западного фронтов.
Важность удержания подмосковных рубежей, как и самой столицы для судьбы страны понятна каждому. Поэтому неудивительно, что о Московской битве написано больше, чем о других ключевых и поворотных событиях Великой Отечественной войны. Обороне Москвы и разгрому у ее стен немецко-фашистских войск посвящено огромное количество различных научных публикаций, мемуаров, воспоминаний участников событий. А так же для расширения источниковой базы имеют большое значение кино и фотодокументы.
Тем не менее, Московская битва пока еще остается во многом неизвестной людям. Продолжаются исследования, изучение документов, сопоставление фактов, чтобы в истории оставалось как можно меньше «белых пятен».
В период Московской битвы Волоколамское направление было одним из важнейших. Оборона Волоколамска отличалась активностью и упорством, решительными контратаками, стремлением удержать каждую пять земли и не допустить немецкие войска к Москве.
16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково бессмертный подвиг совершила группа истребителей танков (28 человек) 1075-го стрелкового полка 316 стрелковой дивизии, героически сражавшейся под командованием генерала И.В. Панфилова. 28 героев-панфиловцев во главе с политруком В.Г. Клочковым в 4-часовом бою подбили 18 танков противника, почти все погибли, но не пропустили врага. В архиве хранится фильм, посвященный этому беспримерному подвигу, который называется «28 героев» 1943 год (фильм-песня), режиссер Наум Трахтенбеог, оператор Роман Кармен.
27 октября советские войска, задержав упорными боями продвижение немецко-фашистских войск к Москве, оставили Волоколамск. В октябре – начале декабря в районе города сражались войска 16-ой армии, затем 20-ой армии и 1-й Ударной армии, не давшие противнику прорваться к Москве.
В Волоколамском районе действовали два партизанских отряда (командиры Б.В. Тагунов и Г.Е. Бурдин, комиссары В.П. Мыларщиков, И.Д. Косяков)
В ходе Клинско-Солнечногорской наступательной операции 19 декабря началось наступление непосредственно на Волоколамск. К исходу дня 19 декабря передовые части группы генерала М.Е.Катукова (мотострелковый батальон с группой танков 1-й гвардейской танковой бригады) ворвались на улицы Волоколамска, где вели уличные бои с противником до утра 20 декабря. 17-я танковая бригада Черноярова во взаимодействии со стрелковой бригадой овладели станцией Волоколамск в 11 часов 20 декабря. Главные силы обеих оперативных групп и 311-ой стрелковой дивизии вступили в город одновременно. Но все же, первой ворвалась в Волоколамск 4-ая рота мотострелкового батальона 1-ой гвардейской танковой бригады. Командовал ей Терентий Рябов. Пушечным и пулеметным огнем они громили вражеские очаги сопротивления.
Упорство советских людей, поражало и тревожило многих немецких полководцев. Во всех прежних походах на Западе, против кого бы ни сражались германские войска – будь то поляки или французы, англичане или греки, – они имели перед собой привычную линию фронта. По ту сторону этой линии был расстроенный, дезорганизованный отступлением противник, силы которого все больше слабели, и которого лишь предстояло добить. Но совсем иначе обстояло дело на советской земле. Каждую пядь земли бойцы защищали остервенело и самоотверженно, не щадя своей жизни. На фронте с каждым днем крепло сопротивление Красной Армии.
Вместе с частями Красной Армии прошли по нелегким фронтовым дорогам кинооператоры-документалисты. Съемку вели 258 фронтовых оператора и каждый пятый их них погиб. Это их трудом, мужеством и талантом была создана военная кинохроника, бесценные кадры, которых легли в основу многих документальных фильмов. Механическая кинокамера весила 3,5 кг, а ее завода хватало лишь на полминуты. Представьте себе, кинокамера вмещала в себя 30 метров пленки – это всего лишь 1 минута экранного времени. В руках, во всех карманах оператора находились коробки с кинопленкой. А в боевых условиях перезаряжать кинокамеру и заводить ее постоянно, при чем в любых погодных условиях, стоило неимоверного труда!
На сегодняшний день, к большому сожалению, в живых осталось только двое из фронтовых операторов – это Школьников Семен Семенович и Соколов Борис Александрович
Так уже в первые дни войны появилось понятие - кинолетопись Великой Отечественной войны. Десятки тысяч метров пленки, хранящейся в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД), - это документы беспримерного подвига советского народа, свидетельство невиданного в истории героизма.
В РГАКФД находится на хранении 1893 наименования кинодокументов периода ВОВ. В соответствии с принятой в архиве систематизацией эти съемки делятся на кинофильмы, периодические журналы, и летописный материал. В архиве хранится более 90 тысяч единиц хранения фотодокументов периода ВОВ.
На пленке запечатлена радость воинских побед и горечь поражений, ужасы страшной и жестокой войны, быт армии и гражданского населения. При этом специфика и ценность кино и фотодокументов как исторического источника заключается в том, что они запечатлевают такие события и такие детали, которые не могут быть зафиксированы другими видами источников. Событие фиксируется именно в тот момент, когда оно происходит.
Особое место в аудиовизуальной летописи ВОВ в архиве занимают кино и фотодокументы начала войны. Уже 24 июня 1941 года вышел на экраны страны первый киножурнал ВОВ, подготовленный Центральной студией кинохроники. Как и в последующих номерах «Созкиножурнале» (СКЖ) №58 нет документов с фронтов. Но весь киножурнал был посвящен войне. В нем 5 сюжетов – рабочие слушают выступление В.М. Молотова по радио 22 июня 1941 года; митинги рабочих на заводах «Серп и Молот» и «Калибр», в одном из сюжетов работница призывает заменить уходящих на фронт мужчин и работать за двох и троих; на экране титры: «Из героического прошлого нашей Родины». Этот сюжет рассказывает об известном русском летчике Нестерове, первым применившем таран в воздухе. Здесь использованы дореволюционные съемки из фонда архива. И это очень важно, глядя на экран человек наполняется гордостью за свою историю, за свою Родину, которая сейчас в опасности, и которую необходимо защитить от врага.
Последующие номера СКЖ посвящены теме перестройки жизни страны на военный лад. Уходят на фронт мужчины мирных профессий, на их место встают женщины.
Первые вести с фронта появились в «Союзжурнале» № 66-67 от 14 июля 1941 года. Фронтовые операторы К. Богдан, В. Ешурин, А. Ковальчук, М. Койфман, А. Кричевский, И.И. Семенов и А. Шафран зафиксировали на кинопленку дороги войны, боевые действия. На фронт по понтонам мимо взорванного при бомбардировке моста ползут танки. Горят дома, идут на запад машины с пехотой, артиллерия, а навстречу им уходит население пограничной полосы, гонят скот. Из танка выносят раненого бойца.
Авиачасть. Здесь операторы сняли раненого командира Герасименко, отказавшегося покинуть своих товарищей.
На экране обломки сбитых германских самолетов и трупы немецких летчиков.
Немецкий солдат, перешедший на сторону Красной Армии.
Таков первый фронтовой репортаж. Он во многом типичен. В последующих номерах СКЖ также присутствуют кадры горящих домов, разрушений, боевых действий, передвижения войск, и как символ победы над противником, кадры взятых в плен вражеских солдат. Именно в 1941 и 1942 годах, когда положение на фронтах было чрезвычайно тяжелым, враг продвигался вглубь страны, был на подступах к Москве, кадры пленных немецких солдат вселяли надежду, ободряли и прибавляли сил. Советский зритель должен был видеть эти кадры, они символизировали победу над врагом, пусть пока и местного значения.
Очень символичны кадры кинохроники, на первый взгляд мирной жизни: идет уборка хлеба, но у штурвала комбайна уже стоит женщина. Еще мирно колосится пшеница, а рядом – колхозники роют противотанковые рвы. Еще нет налетов на Москву, но в лесу уже пойман диверсант-сигнальщик.
В сохранившихся в архиве киносъемках фронтовых операторов за июль-сентябрь 1941 года – горечь поражений, но не сломленный дух. Отступают советские войска, приходится покидать родные дома, эвакуировать на Восток заводы, технику, угонять скот.
В конце ноября 1941 года, когда враг рвался к Москве, на экранах кинотеатров демонстрировался первый выпуск киножурнала «На защиту родной Москвы». Все 9 номеров этого журнала хранятся в архиве. Кинохроника запечатлела нашу столицу в дни обороны: аэростаты в небе, мавзолей Ленина, прикрытый деревянным домиком, покрытые маскировочными рисунками стены Кремля и Большого театра, мешки с песком, заслонившие стеклянные витрины магазинов, баррикады на Бородинском мосту. По московским улицам на запад идут войска; москвичи на строительстве оборонительных сооружений. Летчики - защитники московского неба; кавалерия генерала Григория Андреевича Белова, защищавших Москву; генерал-лейтенант Константин Константинович Рокоссовский в разрушенной Истре; город Тула, откуда были эвакуированы оборонные заводы, - все это донесла до наших дней архивная кинопленка.
В дни обороны Москвы был снят исторический парад частей Московского гарнизона на Красной площади 7 ноября 1941 года и выступление И.В. Сталина перед войсками, которые прямо с парада отправляются на фронт.
Одним из важных кинодокументов периода Великой Отечественной войны является фильм «Разгром немцев под Москвой», режиссеры Л. Варламов и И. Копалин, операторы Т. Бунимович, Г. Бобров, П. Касаткин, А. Крылов, А. Лебедев. 18 февраля 1942 года фильм вышел на экраны страны - это первый полнометражный документальный военный фильм, свидетельство первой крупной победы, развеявшей миф о непобедимости немецкой армии. В него вошли лучшие кадры, снятые в дни обороны Москвы.
Интересно отметить, что в дни советского наступления с экранов гитлеровской Германии исчез репортаж с Восточного фронта, а в печати появилось заявление министерства пропаганды о том, что в России, особенно под Москвой стоят сильные морозы, которые препятствуют работе киносъемочных аппаратов. Но мороз не помешал советским операторам снять бегство гитлеровцев от Москвы!
Некоторые фрагменты из этого фильма: москвичи записываются в рабочие и истребительные батальоны, получают оружие и снаряжение. Фабрики, заводы, артели, кустарные мастерские готовят для защитников Москвы гранаты, минометы, автомашины. Очередной налет вражеской авиации. Взрываются фугасные бомбы, бьют зенитки, но, ни на минуту не прекращается работа на заводах и фабриках.
Войска идут на запад. Залпы дальнобойных орудий сотрясают землю. Бомбардировщики уничтожают опорные пункты противника, взлетают на воздух автомобили, повозки и орудия захватчиков. Из немецкого танка вырывается столб пламени – этот кадр снят с низколетящего самолета.
Операторы сняли первые населенные пункты, отвоеванные у врага. Старушка со слезами крестится и благословляет, проходящих по городу солдат. Из леса вышли партизаны, 45 дней сражавшиеся с врагом на оккупированной территории. Председатель Солнечногорского исполкома Батов беседует с жителями города.
Все дальше на запад идут войска…
На экране руины подмосковных городов. Венев… Рогачев… Михайлов… Епифань… Клин…
Впервые советские зрители увидели на экранах кинодокументы, свидетельствующие о зверствах фашистских оккупантов на нашей территории. Разрушенные дома, заживо сожженные красноармейцы, убитые дети. К мести врагам призывает командир Красной Армии на митинге в только что освобожденном Волоколамске. За его спиной виселица с телами повешенных немцами молодых людей.
Кадры хроники разрушенных культурных сооружений, известных во всем мире: усадьба Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, сожженный дом А.П. Чехова в Лопасне, взорванный Ново-Иерусалимский монастырь. В усадьбе П.И. Чайковского в Клину немцы устроили мастерскую по ремонту мотоциклов и велосипедов. Директор музея из-под снега вытаскивает рукописи, ноты, книги и бережно несет их в дом.
Самолет летит вдоль Волоколамского шоссе. По этой дороге немецко-фашистские войска продвигались к Москве. По ней откатились назад. Снег заметает брошенную немецкую технику и трупы «завоевателей» в придорожных кюветах…
Из воспоминаний Ильи Копалина: «Это были суровые, но радостные дни. Мы создавали фильм в условиях прифронтового боя. Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили как в казарме. Ночами мы с операторами обсуждали задания на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт. Вечером они возвращались с отснятым материалом. Съемки были очень тяжелыми. 30-ти градусный мороз. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало сил».
Фильм «Разгром немцев под Москвой» был признан лучшим документальным фильмом 1942 года американской Академией киноискусств и удостоен первой премии «Оскар». Эта картина имела грандиозный успех. Фильм триумфально прошел по всем экранам мира. Он сыграл неоценимую роль в переломе общественных настроений. Оригиналы этого фильма хранятся в архиве.
Вместе с частями Красной Армии фронтовые операторы вошли в освобожденный город Волоколамск в 1942 году и зафиксировали на пленку: пехотные части, кавалерия проходит по улицам города. Разрушенные жилые дома, руины. Виселицы. Трупы мирных жителей, повешенных и замученных немцами. Жители на улицах города. Трофейная немецкая техника. Разрушенный историко-бытовой краеведческий музей. Партизанский отряд на улице города. И один из сюжетов – выставка в одном из московских кинотеатров работ студенток художественного училища Шуры Грибковой и Жени Полтавской, повешенных фашистами в Волоколамске. Эта кинохроника состоит из трех частей кинолетописи, посвященной военному Волоколамску 1942 год, хранящихся в архиве.
Хроника освобожденного города Истры 1941 год включает в себя похожие кинокадры: разрушенные дома, памятники истории, архитектуры. Жители города на пепелищах домов. Советские войска на улицах города восстанавливают связь. Бойцы Красной Армии берут в плен немецких солдат, укрывшихся в домах.
На хранении в архиве находятся три фильма, снятых операторами Центральной студии документальных фильмов в 1942 году, посвященные освобождению Можайска советскими войсками – это фильмы под названиями «Город Можайск», «Западный фронт» и «Можайск». Советские бойцы на лыжах в маскировочных халатах передвигаются к передовой линии фронта, атакуют позиции противника, врываются в город и ведут бои на его улицах. Запечатлена на пленку подбитая немецкая техника, кладбище немецких солдат в центре города, партизаны входят в Можайск. Очень символичны кинокадры с Бородинского поля, где осталась разбитая техника врага, и советские воины салютуют героям 1812 и 1942 годов. Мирное население возвращается в освобожденный город. Так же операторы сняли советских бойцов в перерыве между боями, в редкие минуты отдыха.
В РГАКФД хранится более 150 000 снимков по истории Великой Отечественной войны. Это снимки таких фотокорреспондентов как Е. Халдей, В. Темин, Я. Рюмкин, Г. Зельма, О. Кнорринг, М. Редькин, С. Альперин и многих других. Их снимки по праву относятся к классике советского фотоискусства военных лет.
Присущая многим фотографиям идеологическая направленность, иногда и очевидная «заданность» момента в полной мере компенсируется острыми, пронзительными кадрами, которые нельзя сделать постановочно – как бой с рвущимися снарядами или горе матери… Эти снимки нивелируют любой пропагандистский налет, обращая нас к известной истине: война в конечном итоге – всегда поражение.
Первые снимки, посвященные обороне Москвы, датируются июлем 1941 года. Это - летчики перед боевым вылетом, пулеметный расчет, охраняющий подступы к Москве. А в августе 1941 года появляются первые снимки боевых действий – зенитная батарея ведет заградительный огонь по самолетам, расчет противотанкового ружья отражают атаку противника. На некоторых фотодокументах не указан месяц, но по изображению можно понять, что это период с августа по ноябрь, так как в ноябре уже лежал снег. Фотокорреспонденты запечатлели бойцов практически всех родов войск оборонявших Москву: минометчики-десантники, кавалеристы, танкисты, авиация, зенитчики, пехота.
Начиная с декабря 1941 года, все фотодокументы посвящены боевым действия Красной Армии различных родов войск. В основном это постановочные кадры, но, тем не менее, сейчас мы можем видеть лица солдат и офицеров, защищавших подступы к Москве – это уверенные, спокойные, целеустремленные и такие родные лица.
Фотокорреспондентом А.Капустянским снято высшее командование 16-ой армии на одном из участков фронта в районе Истры: К.К. Рокоссовский, А.П. Белобородов, А.А. Лобачев.
А вот на снимке 1941 года и сами корреспонденты: К.М. Симонов, И. Зотов, Е. Кригер, И. Уткин – в прифронтовой полосе.
Вот уже 85 лет работает Российский государственный архив кинофотодокументов, бережно сохраняя аудиовизуальную историю своей страны. И вглядываясь в кадры кинохроники или фотографии Великой Отечественной войны, нельзя остаться равнодушным! Кинофотодокументы не позволяют душе черстветь и забывать, всех тех, кто не жалея жизни защищал Родину!
Главный специалист отдела информационного обеспечения,
соискатель на кандидатскую степень М.А.Чертилина