Вы здесь
Кинообъектив: Дзига Вертов. Человек с киноаппаратом
«Человек с киноаппаратом» 1929 года – это, пожалуй, самый известный документальный фильм XX века. Да и современного игрового кинематографа не было бы, если б не этот фильм Дзиги Вертова. Все технические аттракционы, которыми удивляют сейчас зрителей, были использованы Вертовым более 80-ти лет назад. Всевозможные модные сегодня «стоп-моушны», «слоу-моушны», «рапиды», «полиэкраны», «клиповые склейки» делались тогда ручкой кинокамеры, руками и ножницами, без компьютера и «Кэнона Марк два Дэ».
Вертов, возглавив в середине 20-х творческое объединение «Киноки», создал и провозгласил манифест, в котором призвал коллег по цеху отказаться от декораций и «красивостей» съемок. В его понимании, фильмы должны сниматься без актеров и без сценария. Да и вообще все недокументальные формы искусства должны быть забыты. «Человека с киноаппаратом» Вертов так и снимал, без сценария, доверяя лишь своему внутреннему пониманию структуры фильма. Снимали всё подряд, особо не задумываясь над упорядочиванием эпизодов. Вертов хотел сломать линейную последовательность сюжета, которую все уже привыкли видеть в фильмах. Зато потом, на монтаже, была титаническая работа.
Все отснятые эпизоды были подписаны, пронумерованы и расставлены на полке. После этого смонтировали небольшие эпизоды – «базар», «завод», «движение города» и так далее. Затем стали складывать структуру фильма, подставляя друг к другу различные кусочки, смотрели как состыкуется один эпизод с другим, придумывали монтажные фразы, решали, как лучше донести ту или иную эмоцию. Этот этап работы над фильмом, кстати, тоже засняли и поставили отдельным эпизодом. Когда видишь это невероятное количество подписанных банок, всю эту работу Е. Свиловой (монтажера и жены Вертова) по подстройке эпизодов один под другой, невольно задумываешься, насколько вольное время тогда было. Режиссер мог себе позволить просто подряд снимать все, что вздумается, а потом месяцами сидеть в монтажке и колдовать над футаджами, добиваясь нужного эффекта.
Опасаясь новой волны критики, Вертов специально в начале «Человека с киноаппаратом» поставил титры, в которых фильмом называть свою работу не стал. Сказал, что это «эксперимент», который состоит в том, чтобы создать фильм без титров и надписей, без сценария, без декораций и актеров. «Эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы», – сообщает Вертов в начале фильма. Немого «Человека с киноаппаратом» по требованию Вертова показывали в кинотеатрах даже без музыки. Режиссер считал, что монтаж и так создает свою собственную, особую музыку.
Если бы фильм был только сокровищницей технических находок, то вряд ли стал настолько популярным в истории. Фильм же заложил и все главные принципы документального кино. «Человек с киноаппаратом» показывает вроде обычную жизнь в городах молодого Советского Союза – от Одессы до Москвы. От зари до зари советские граждане отдыхают, работают, рожают детей, мчатся на автомобилях и повозках, разводятся и женятся, и все это время их фиксирует беспристрастный киноаппарат. Камера и оператор в этом фильме всё и ничто: они и объект съемок, и субъект, и участники всего, и вне всего. Люди создают ритм жизни, они сами становятся символами новой эпохи. А авторы фильма, получается, взаимодействуют с «аппаратом» новой жизни. Они – операторы молодой Страны Советов. Причем операторы – новые. Это подчеркивается откровенно авангардным стилем фильма.
В некоторых сценах режиссер показывает нам город будущего, отражающий представления о советских идеалах. Причем идеалы эти нужны, чтобы пробудить в советском человеке чувство гордости за страну, подвигнуть его активнее участвовать в современных процессах В конечном счете, у зрителя должно было сложиться представление, зачем эти процессы нужны, и заставить его добиваться принятия нужных мер для их воплощения. И это не чистой воды махровая пропаганда, а тонкое влияние на умы и настроения публики.
Везде и всюду режиссер заявлял, что снимая это кино, они с братом М. Кауфманом (оператором фильма) оставались незаметны для окружающих. Кинокамера якобы была сама по себе участником жизни, не отвлекая и не тревожа людей.
Слухи, обсуждения, новости появились еще до того, как «Человек с киноаппаратом» был показан. И вот он вышел на экран...Публика попроще чесала затылок и молчала. Публика поинтеллигентнее сначала осторожно, а потом и с жаром начала обсуждение. Писали, что фильм невозможно смотреть из-за темпа монтажа, что его скорость раза в четыре превышает все мыслимые человеческие возможности. Причем удивительно, что писали это не только советские, но и американские газеты. Были и такие, кто заявил, что Вертов, дескать, большинство технических «фишек» украл у У. Рутмена из «Симфонии большого города», вышедшей на 2 года раньше «Человека с киноаппаратом». На это обвинение Вертов ответил лично, ткнув критиков носом в кинохронику и документальные фильмы, которые снимались в рамках руководимой им «Киноправды» с начала 20-х. И все новаторские приемы были опробованы Вертовом еще там. Впоследствии режиссер У. Рутмен подтвердил первенство Вертова в этом креативном вопросе. Но вершиной критического отзыва на фильм стала заметка 1929 года З. Кракауэра, который назвал «Человека с киноаппаратом» «прорывом общечеловеческих категорий в российское мышление».
Через десятилетие Дзигу Вертова забудут. Последней его заметной картиной будет «Колыбельная» 1938 года. А три или четыре фильма, снятые Вертовым в Алма-Ате во время войны, в прокат так и не выйдут. Вертов скончается в 1954 году. После смерти его откроют заново. Ж.-Л. Годар и Ф. Трюффо назовут Вертова своим учителем, а его фильмы — полотнами огромного мастерства, совершенно недостижимого для документального иностранного фильма. Фильм «Человек с киноаппаратом» навсегда остался в искусстве, как образец тотального служения творческой идее, неугасаемого энтузиазма создателя и, наконец, как чистой воды зрительское документальное кино не только не утратившее зрелищности сейчас, но и заново раскрывшееся.
Настоящая фотовыставка посвящена 120-летию со дня рождения выдающегося режиссера-документалиста Д. Вертова и году Российского кино.
Д. Пищулин
Фотовыставку подготовили:
Отдел выставок и публикаций архивных документов:
Е.Е. Колоскова, А.В. Коробова, Ю.Д. Андрейкина
Отдел копирования фотодокументов:
Э.И. Каюмова, О.А. Жугаева