Вы здесь

О фотодокументах, передаваемых на постоянное хранение в РГАКФД из личного архива М.С. Наппельбаума

Выступление ведущего специалиста отдела комплектования и ведомственных архивов Е.В. Волковой на заседании научно-практического семинара.

19 ноября 2010 г.Московская обл. г. Красногорск

Моисей Соломонович Наппельбаум (фото № 1) родился 14 (26) декабря 1869 года в Минске. В четырнадцать лет поступил учеником в портретное фотоателье Осипа Осиповича Боретти, сына польского архитектора. Там, в течение трех лет, он прошел все ступени иерархической лестницы фотоученичества: копировщик, ретушер, фотограф.

В поисках заработка в 1888 году М.С. Наппельбаум покидает Минск и отправляется в путешествие по России и другим странам. Он работает в Смоленске, Москве, Козлове, Одессе, Евпатории, Вильно, Варшаве, побывал в Америке: в Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге, Розбери.

В 1895 году возвращается в Минск и открывает ателье портретной фотографии.

В 1910 году, после того как М.С. Наппельбаум с женой Розалией принимают православие, он получает разрешение на переезд в Санкт-Петербург. Там он сотрудничает с журналом «Солнце России», делая портреты известных людей, таких как директор консерватории, композитор А.К. Глазунов, психиатр В.М. Бехтерев, Ф.И. Шаляпин (в роли Мефистофеля) и другие.

После долгих поисков в 1912 году М.С. Наппельбаум открывает собственный фотосалон, который располагался в самом центре города на Невском проспекте, на шестом этаже дома № 72. В большой квартире было девять комнат, три из которых были отведены под студию. Одна из них это павильон со стеклянной стеной и частично застекленным потолком, две другие – приемная и гостиная.

Дочери М.С. Наппельбаума Ида и Фредерика в 1920-х устраивали в салоне литературные «понедельники», которые посещали А. Ахматова, М. Зощенко, Ю. Тынянов, И. Шварц, О. Мандельштам, Н. Гумилев и другие. На «понедельниках» гостей угощали чаем с пирожными и бутербродами (по тем временам это считалось роскошью). В своем ателье М.С. Наппельбаум сделал снимки Гумилева (1921), Есенина (1924) и других. В настоящее время по этому адресу расположен кинотеатр «Кристалл-Палас» (в советское время кинотеатр «Знание»).

31 января 1918 года в Смольном М.С. Наппельбаум фотографирует В.И. Ленина. Этот портрет становится классическим и печатается огромными тиражами.

В этом же 1918 году М.С. Наппельбаум делает портреты Ф. Дзержинского, В. Воровского, Луначарского и других. И по распоряжению Луначарского в залах Аничкова дворца в Петрограде проходит первая отчетная фотовыставка М.С. Наппельбаума.

В 1919 году М.С. Наппельбаум переезжает в Москву, где при поддержке Я. Свердлова открывает первую государственную фотостудию при ВЦИКе. Студия находилась в здании «Метрополя».

В советский период М.С. Наппельбаум окончательно формируется как мастер студийного фотопортрета, активно снимает политических деятелей страны, представителей науки и культуры.

В 1935 году в Москве в Клубе мастеров искусств состоялась вторая отчетная фотовыставка М.С. Наппельбаума, приуроченная к 50-летию работы фотографа. В этом же году М.С. Наппельбауму присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

В 1946 году в Московском Доме ученых состоялась третья отчетная выставка фотомастера, а в январе 1955 – четвертая выставка (в Мраморном зале Дома журналистов) в связи с 85-летием автора.

С 1948 года фотоателье М.С. Наппельбаума располагалось на Арбате в доме № 40.

Умер Моисей Соломонович 13 июня 1958 года.

Несколько слов о детях фотографа. Их было пятеро: Фрида (Ида) (1900 пр.), Лев (1901 г.р.), Фредерика (1902 пр.), Ольга (1905 г.р.), Рахиль (Лиля) (1919 г.р.).

Лев Моисеевич (фото № 2) был архитектором. В 1934 году проект универмага для обслуживания рабочих Горьковского автозавода, разработанный Львом Наппельбаумом был отмечен Государственной премией СССР. В 1938 году в Орджоникидзе на центральной площади имени Ленина построен универмаг по проекту Льва Наппельбаума.

Фредерика Наппельбаум (фото № 3) пошла по стопам великого родителя и тоже была фотографом.

Рахиль (Лиля) Наппельбаум – критик, литературовед и поэтесса, автор двух поэтических сборников «Студеных озер зеркала» и «Звездный бульвар».

Дочь Ида (фото № 4) в 1951 году была отправлена в ГУЛАГ, сидела в Озерлагере. В 1954 была выпущена, но не реабилитирована.

Ольга Наппельбаум (в замужестве – Грудцова) была литературным критиком и в 1958 году после смерти Моисея Соломоновича подготовила к печати автобиографическую книгу М.С. Наппельбаума «От ремесла к искусству» (фото № 5).

В 1954 году в Центральный государственный архив кино-фото-фонодокументов СССР на постоянное хранение поступили фотодокументы из личного архива М.С. Наппельбаума приблизительно в количестве 4000 единиц.

Из письма начальнику Главного архивного управления МВД подполковнику Мусатову Б.И. от начальника ЦГАКФФД СССР майора Плешакова 26 октября 1954 года (фото № б):

«Народный художник РСФСР, фотограф Наппельбаум М.С., обратился в Центральный государственный архив кино-фото-фонодокументов СССР с предложением приобрести у него негативы фотосъемок. При знакомстве с предложенными тов. Наппельбаумом материалами выяснилось, что они представляют из себя художественную портретную фотосъемку руководителей Партии и Правительства, академиков, маршалов, генералов и адмиралов Советской Армии, писателей и композиторов. Хронологические рамки негативов фотопортретов охватывают период 1929–1940 гг. и меньшая часть 1945–1954 гг.

Учитывая, то, что данный материал кроме исторического имеет еще и большое художественное значение и, что подобного материала в архиве нет, прошу Вас разрешить произвести отбор наиболее ценных фотонегативов и ассигновать архиву в ноябре с.г. на приобретение этих фотодокументов на сумму 4000–5000 руб.».

В ответном письме (фото № 7): «Главное архивное управление МВД СССР в принципе считает возможным приобрести через ЦГАЛИ СССР у народного художника РСМФСР Наппельбаума негативов фотосъемок...

Для окончательного решения этого вопроса необходимо установить какие негативы из имеющихся у фотографа отсутствуют в архиве. При наличии одноименных негативов определить их художественную ценность».

Начальником фотоотдела ЦГАКФФД СССР Ермаковой Н.И. было подготовлено заключение (фото №№ 8–9) о ценности фотонегативов, предлагаемых для продажи в Центральный государственный архив кино-фото-фонодокументов СССР фотографом Наппельбаумом М.С. с поименным списком членов правительства, академиков, ученых, писателей, композиторов и прочих известных людей.

Экспертиза ценности и передача фотодокументов на постоянное хранение в фотохранилище РГАКФД с последующей постановкой на государственный учет проходила в три этапа:

  • первый этап – это передача 950 единиц хранения в 1962 году;

  • второй – передача 323 единиц хранения в 2004 году;

  • третий – передача 638 единиц хранения в 2009 – 2010 годах.

И работа по экспертизе, атрибуции и передаче на постоянное хранение фотодокументов продолжается.

На сегодняшний день передано 1911 единиц хранения оригинальных фотодокументов.

Передачи фотодокументов первого и второго этапов частично выделены в авторский каталог. Передачи второго и третьего этапов введены в электронную базу данных АРХИВ-КАИСА для последующего размещения в интернете в свободный доступ пользователей.

Больший объем фотодокументов (95%) – это черно-белые негативы на стеклянной основе 4-го и 5-го размера, меньший (5%) – черно-белые негативы на пленке 4-го размера, есть несколько цветных негативов на пленке 1-го размера.

Большая часть фонда это портретные съемки, около 80% (фото №10 – 12), меньшая (20%) – групповые (фото №№ 13 – 15), снимки в театральных костюмах (фото №№ 16 – 18), портреты священнослужителей (фото №№ 19 – 20). Количество мужских портретов преобладает над количеством женских.

Негативы с механическими повреждениями, такими как сколы, царапины, трещины, выступающим серебром, солями сульфата, а в некоторых случаях с отслоением эмульсионного слоя подверглись списанию, так как эти характеристики не позволяли принять их на учет.

Документы атрибутированы крайне плохо. На некоторых, но далеко не на всех, чернильные надписи, которые не всегда соответствуют действительности, порой их расшифровка превращалась в детективную историю. Так, нам попался женский портрет с надписью «Лаунде». Когда же нам попался мужской портрет с аналогичной надписью «Лаунде» стало ясно, что мужчина никто иной, как Лев Давидович Ландау (фото № 21), а женщина – его жена – Конкордия Терентьевна (фото № 22). Портрет с надписью «Петровский» на поверку оказался «Павловским». Неожиданные находки случались также в ходе работы с фотокаталогом. Очень помог в поиске авторский каталог М.С. Наппельбаума.

Выше обозначенные казусы вызывали определенные трудности в ходе проведения экспертизы ценностей фотодокументов. Тем не менее, мы старались отсеивать документы ненадлежащего качества. Отсев составил около 30% от общего массива. Оставшиеся документы, несмотря на трудности, удалось аттрибутировать приблизительно на 60-70%.

К творческим особенностям фотодокументов из личного архива М.С. Наппельбаума можно отнести:

  • съемку с одним источником света («рембрандтовское» освещение);

  • аскетичный образ портретируемого (никаких аксессуаров);

  • отсутствие фона;

  • композиционное решение кадра;

  • применение живописных кистей для обработки негатива в процессе проявки (знаменитая наппельбаумская ретушь);

  • реалистическое изображение моделей;

  • портреты типичны для русской художественной традиции.

Благодаря перечисленным выше особенностям, особенно ретуши (фото №№ 23 – 27), фотодокументы М.С. Наппельбаума очень узнаваемы, виден творческий почерк мастера, присущая только ему манера исполнения.

Еще с одной особенностью мы столкнулись в процессе обработки и аннотирования фонда. Некоторые портреты были похожи на графические, рисунки от руки. И непонятно что это: съемка с натуры или пересъемка с рисунка? Ответ дал сам мастер: «...одно время я увлекался особым способом печати, а именно – гуммидрук. Он заключается в следующем: бумага покрывается гуммиарабиком, смешанным с типографской краской. Затем она высушивается и сенсибилизируется особым раствором. Потом бумагу вторично сушат и на ней печатают контактно, прямо с негатива, без увеличения.

После этого отпечаток обмывается горячей водой с древесными опилками. Струя горячей воды с опилками снимает краску в белых местах, не пропечатавшихся из-за непрозрачности негатива; прозрачные же места негатива остаются темными. <...> световые пятна дают полную иллюзию гравюры, офорта.

Увидев портреты гуммидрук, трудно поверить, что это фотографические снимки, настолько близки они к графике, к рисунку сангиной или углем» (М.С. Наппельбаум «От ремесла к искусству» – М.: Издательство «Планета», 1972. – с. 68).

Контратипы, снятые с портретов гуммидрук, попали в фотодокументы, переданные на постоянное хранение в РГАКФД. Это портреты И. Сталина, дагестанского поэта Сулеймана Стальского и других (фото №№28-30).

Еще можно отметить особое отношение М.С. Наппельбаума к фотографии: для него фотография – это искусство (фото №№ 31 -37). Во многом это связано с бесконечными поисками в технике, решении кадра, но и в любви автора учиться, особенно у великих художников: «... я учился у гениальных мастеров их приемам, стремился перенять их и внести в свою работу. Я старался укладывать складки платья, как это делал Рубенс. Я дивился искусству изображения рук Ван-Дейком, величественным поворотом головы в картинах Тициана. Но больше всего меня поразил Рембрандт». Отсюда любовь М.С. Наппельбаума к одному источнику света, поскольку он считал Рембрандта «богом светотени» (М.С. Наппельбаум «От ремесла к искусству» – М.: Издательство «Планета», 1972. – с. 55). Как говорил сам мастер «... фотография – едва ли не самое непосредственное воспроизведение жизни. Следовательно – самое правдивое. Но, если фотография ограничивается поверхностным, внешним отражением, которое с помощью фотоаппарата доступно каждому, она перестает быть искусством.

Наша жизнь беспрерывно обогащается, обновляется, движется вперед. И фотоискусство должно развиваться, духовно созревать, иначе оно захиреет, обретет застывшую форму, растеряет все, что с таким трудом добыто. Чтобы этого не случилось, необходимо учиться не только технике фотодела, законам изобразительного искусства, композиции, освещения – надо изучать жизнь, людей, человеческие лица, характеры в их движении. Нужно учиться творчески осмысливать предмет» (М.С. Наппельбаум «От ремесла к искусству» – М.: Издательство «Планета», 1972. – с. 191).

В заключение хотелось бы сказать, что для любого архивиста большая удача работать с коллекцией такого мастера фотопортрета как Моисей Соломонович Наппельбаум, который стоит в одном ряду с такими известными фотографами как С. Левицкий, Н.И. Свищов-Паола, К. Булла, Н.С. Грановский, М.С. Парийский и другие. Благодаря этой коллекции мы сохраним для потомков лица ушедшей эпохи.
 

Ведущий специалист отдела комплектования и ведомственных архивов Е.В. Волкова