Вы здесь
Антикоррупционная политика Федерального казенного учреждения «Российский государственный архив кинофотодокументов»
Антикоррупционная политика
Федерального казенного учреждения «Российский государственный архив кинофотодокументов»
1. Цели и задачи внедрения Антикоррупционной политики
1.1. Антикоррупционная политика разработана в соответствии с положениями Федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 07 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», от 07 мая 2013 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ».
1.2. Настоящая Антикоррупционная политика является внутренним документом Федерального казенного учреждения «Российский государственный архив кинофотодокументов» (далее – РГАКФД), направленным на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности РГАКФД.
1.3. Основными целями внедрения в РГАКФД Антикоррупционной политики являются:
- минимизация риска вовлечения РГАКФД, его руководства и работников в коррупционную деятельность;
- формирование у работников РГАКФД независимо от занимаемой должности, контрагентов и иных лиц единообразного понимания политики РГАКФД о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
- обобщение и разъяснение основных требований законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции, применяемых в РГАКФД.
1.4. Для достижения поставленных целей устанавливаются следующие задачи внедрения Антикоррупционной политики в РГАКФД:
- закрепление основных принципов антикоррупционной деятельности РГАКФД;
- определение области применения Политики и круга лиц, попадающих под ее действие;
- определение должностных лиц РГАКФД, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики;
- определение и закрепление обязанностей работников РГАКФД, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
- установление перечня реализуемых РГАКФД антикоррупционных мероприятий и порядка их выполнения (применения);
- закрепление ответственности сотрудников РГАКФД за несоблюдение требований Антикоррупционной политики.
2. Используемые в политике понятия и определения
Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Предупреждение коррупции – деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных локальными нормативными актами организации, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции.
Антикоррупционная политика – утвержденный в установленном порядке документ, определяющий комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на предупреждение коррупции в деятельности организации.
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Контрагент - любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым РГАКФД вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
Взятка - получение должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Коммерческий подкуп - незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя РГАКФД) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя РГАКФД) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем РГАКФД) которой он является.
Личная заинтересованность работника (представителя РГАКФД) - заинтересованность работника (представителя РГАКФД), связанная с возможностью получения работником (представителем РГАКФД) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
3. Основные принципы работы по предупреждению коррупции в РГАКФД
3.1. Принцип соответствия Антикоррупционной политики РГАКФД действующему законодательству и общепринятым нормам права.
Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству о противодействии коррупции, и иным нормативным правовым актам, применяемым к РГАКФД;
3.2. Принцип личного примера руководства РГАКФД.
Ключевая роль руководства в формировании культуры нетерпимости к коррупции, на примере личного поведения, и в создании внутриорганизационной системы предупреждения коррупции.
3.3. Принцип вовлеченности работников.
Информированность работников РГАКФД о положениях законодательства о противодействии коррупции и их активное участие в проведении антикоррупционной политики РГАКФД.
3.4. Принцип нулевой толерантности.
Неприятие в РГАКФД коррупции в любых формах и проявлениях.
3.5. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения РГАКФД, ее руководителей и работников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом степени выявленного риска.
3.6. Принцип открытости.
Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в РГАКФД антикоррупционных принципах ведения деятельности.
3.7. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных процедур, а также контроля их исполнения.
3.8. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
Неотвратимость наказания для работников РГАКФД вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства РГАКФД за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.
4. Область применения Антикоррупционной политики и круг лиц,
попадающих под её действие
4.1. Основным кругом лиц, попадающих под действие Антикоррупционной политики, являются работники РГАКФД, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.
4.2. Положения настоящей Антикоррупционной политики могут распространяться на иных физических и (или) юридических лиц, с которыми РГАКФД вступает в договорные отношения, в случае если это закреплено в договорах, заключаемых РГАКФД с такими лицами.
5. Должностные лица организации,
ответственные за реализацию Антикоррупционной политики
5.1. Директор РГАКФД является ответственным за организацию всех мероприятий, направленных на противодействие коррупции в РГАКФД.
5.2. Директор РГАКФД, исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры РГАКФД назначает лицо или несколько лиц, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики.
5.3. Основные обязанности лиц, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики:
- подготовка рекомендаций для принятия решений по вопросам противодействия коррупции в РГАКФД;
- подготовка предложений, направленных на устранение причин и условий, порождающих риск возникновения коррупции в РГАКФД;
- разработка и представление на утверждение директору РГАКФД проектов локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;
- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками РГАКФД;
- организация проведения оценки коррупционных рисков;
- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами организации или иными лицами;
- оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности РГАКФД по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
- организация мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
- индивидуальное консультирование работников;
- участие в организации антикоррупционной пропаганды;
- проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов для директора РГАКФД.
6. Обязанности работников РГАКФД, связанные
с предупреждением и противодействием коррупции
6.1. Все работники вне зависимости от должности и стажа работы в РГАКФД в связи с исполнением своих должностных обязанностей должны:
- руководствоваться положениями настоящей Антикоррупционной политики и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования;
- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени РГАКФД;
- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени РГАКФД;
- незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики/руководство РГАКФД о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
- незамедлительно информировать непосредственного начальника/лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики/руководство РГАКФД о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами РГАКФД или иными лицами;
- сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.
7. Мероприятия по предупреждению коррупции
Работа по предупреждению коррупции в РГАКФД ведется в соответствии с «Планом Российского государственного архива кинофотодокументов по противодействию коррупции на 2018-2020 гг.».
8. Правила поведения работников РГАКФД
Общие правила и принципы поведения работников РГАКФД закреплены в «Кодексе этики и служебного поведения работников РГАКФД».
9. Выявление и урегулирование конфликта интересов
Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников РГАКФД является одним из ключевых элементов предотвращения коррупционных правонарушений.
В целях установления порядка выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников в ходе выполнения ими трудовых обязанностей, в РГАКФД разработано «Положение о конфликте интересов».
10. Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства
В целях исключения нарушения норм законодательства о противодействии коррупции; оказания влияния третьих лиц на деятельность руководителя организации и работников РГАКФД при исполнении ими трудовых обязанностей; обеспечения единообразного понимания роли и места деловых подарков, корпоративного гостеприимства, представительских мероприятий в деловой практике организации; определения единых для всех работников организации требований к дарению и принятию деловых подарков, к организации и участию в представительских мероприятиях; минимизации рисков, связанных с возможным злоупотреблениям в области подарков, в РГАКФД разработаны «Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства».
11. Меры по предупреждению коррупции при взаимодействии с контрагентами
Работа по предупреждению коррупции при взаимодействии с контрагентами проводится по следующим направлениям:
11.1. Установление и сохранение деловых (хозяйственных) отношений с теми контрагентами, которые ведут деловые (хозяйственные) отношения на добросовестной и честной основе, заботятся о собственной репутации, реализуют собственные меры по противодействии коррупции, участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах.
11.2. Внедрение специальных процедур проверки контрагентов в целях снижения риска вовлечения организации в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с контрагентами (сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных контрагентах: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах и т.п.).
11.3. Включение в договоры, заключаемые с контрагентами, положений о соблюдении Антикоррупционной политики.
11.4. Размещение на официальном сайте РГАКФД информации о мерах по предупреждению коррупции, предпринимаемых в организации.
12. Антикоррупционное просвещение работников РГАКФД
12.1. В целях формирования антикоррупционного мировоззрения и нетерпимости к коррупционному поведению в РГАКФД проводится:
- ознакомление работников с требованиями законодательства и внутренними документами РГАКФД по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности РГАКФД;
- направление работников, ответственных за реализацию антикоррупционной политики, на курсы повышения квалификации по антикоррупционному образованию;
- выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении работниками их трудовых обязанностей и разъяснение юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилектики и противодействия коррупции.
12.2. В целях соблюдения конфиденциальности антикоррупционное просвещение по вопросам противодействия коррупции осуществляется в индивидуальном порядке лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений в РГАКФД.
12.3. В рамках реализации основных направлений деятельности РГАКФД по повышению эффективности противодействия коррупции в РГАКФД функционирует «телефон доверия» и разработан «Порядок работы «телефона доверия» по вопросам противодействия коррупции в РГАКФД».
13. Внутренний контроль и аудит
13.1. Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлена обязанность для всех организаций осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций.
13.2. Система внутреннего контроля РГАКФД способствует профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности РГАКФД. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля и аудита, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности РГАКФД и обеспечение соответствия деятельности РГАКФД требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов РГАКФД. Для этого система внутреннего контроля и аудита учитывает требования Антикоррупционной политики, реализуемой РГАКФД, в том числе:
- проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;
- контроль документирования операций хозяйственной деятельности РГАКФД;
- проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.
13.3. Контроль документирования операций хозяйственной деятельности прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности РГАКФД и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т. д.
13.4. Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска проводится в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам и других сфер. При этом следует обращать внимание на наличие обстоятельств - индикаторов неправомерных действий, например:
- оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;
- предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов;
- выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для организации или плату для данного вида услуг;
- закупки по ценам, значительно отличающимся от рыночных или оказание платных услуг по ценам, не соответствующим прейскурантам.
14. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции
14.1. Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности РГАКФД декларируемым антикоррупционным стандартам поведения.
14.2. РГАКФД принимает на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых его работникам стало известно.
14.3. РГАКФД принимает на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения.
14.4. Сотрудничество с правоохранительными органами также проявляется в форме:
- оказания содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности РГАКФД по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.
14.5. Руководству РГАКФД и его сотрудникам следует оказывать поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях. При подготовке заявительных материалов и ответов на запросы правоохранительных органов к данной работе привлекаются специалисты в соответствующей области права.
Руководство и сотрудники не должны допускать вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов.
15. Ответственность работников РГАКФД за несоблюдение требований антикоррупционной политики
15.1. РГАКФД и все его сотрудники должны соблюдать нормы действующего антикоррупционного законодательства Российской Федерации.
15.2. Руководитель и все работники РГАКФД вне зависимости от занимаемой должности несут ответственность, в том числе, в рамках административного и уголовного законодательства Российской Федерации, за несоблюдение принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики.
16. Порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику РГАКФД
16.1. РГАКФД осуществляет регулярный мониторинг эффективности реализации Антикоррупционной политики.
16.2. Должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, готовит отчеты о реализации мер по предупреждению коррупции в РГАКФД, на основании которых в настоящую Антикоррупционную политику могут быть внесены изменения и дополнения.
16.3. Пересмотр принятой Антикоррупционной политики может проводиться в случае внесения соответствующих изменений в действующее законодательство Российской Федерации.