Вы здесь

Строительство лабораторного корпуса РГАКФД

Сообщение директора РГАКФД Н.А. Калантаровой на заседании Научного совета архива

4 июня 2015 г.РГАКФД

РГАКФД – это постоянно развивающийся организм. Активное развитие архива особенно интенсивно началось в начале 1960-х годов, когда для дальнейшего обеспечения сохранности кинодокументов, созданных на горючей плёнке, понадобились специально оборудованные хранилища, которые и были построены в соответствии с самыми передовыми технологиями того времени. Эти меры действительно позволили сохранить зримую историю нашей страны, созданную на горючей плёнке, в полном объёме. В начале 1980-х годов было построено ещё одно новое хранилище, оборудованное системами, поддерживающими температурно-влажностный режим для кинодокументов, созданных на негорючей (триацетатной) киноплёнке. Этими хранилищами мы активно пользуемся до сих пор. Но время не стоит на месте.

За почти 90-летнюю историю своей работы архив стал высокотехнологичным учреждением не только в силу специфики хранящихся и поступающих на государственное хранение кинофотодокументов, созданных на кино- и фотоплёнке, но и на современных цифровых и аналоговых носителях. Сразу следует отметить, что особенное развитие аудиовизуальные документы, созданные в электронном формате, получили в последнее двадцатилетие. Связано это с общим ускорением научно-технического прогресса, в том числе, в области, электроники.

Наши документы всегда создавались и воспроизводились на специальном оборудовании, но в настоящее время развитие и совершенствование такого оборудования идёт семимильными шагами. Развиваются и меняются сами носители информации, упрощая процесс создания фильмов или фотоизображений. Однако, создатели новых носителей визуальной информации не ставят перед собой задачу длительного сохранения такой информации или преемственного оборудования, приемлемого для воспроизведения разных форматов записи.

Поэтому наш архив, как и другие аудиовизуальные хранилища, столкнулись с серьёзнейшей проблемой сохранения визуальной информации и оперативного предоставления её пользователям. Парадоксально, но на сегодняшний день для длительного хранения и оперативного использования остаются, в основном, одни и те же форматы аудиовизуальных документов (киноплёнка). А статистические данные, собранные архивом, начиная с 1992 года (года первого поступления видеодокументов на постоянное хранение), свидетельствуют о том, что как аналаговая, так и цифровая видеозапись достаточно нестабильны, и требуют постоянной технической проверки и перезаписи (копирования), примерно, раз в 5-7 лет. Это, не говоря уже о стоимости самих носителей и оборудования, значительно удорожает процесс хранения в сопоставлении с аналогичными процессами обеспечения сохранности кино- и фотоплёнки.

Но поскольку прогресс остановить невозможно, то уже в начале 1990-х годов, когда в архив стали поступать новые форматы, возник вопрос о работе с новыми носителями и, соответственно, с новым оборудованием.

В существующих помещениях развивать высокотехнологичные направления не представляется возможным: хочу напомнить ещё раз, что административный корпус построен на рубеже 1940-1950-х годов, подземное хранилище – в начале 1960-х, а девятиэтажное хранилище – в начале 1980-х. Они чётко выполняют возложенную функцию обеспечения сохранности аудиовизуальных документов на плёночных носителях, но совершенно не приспособлены для установки высокотехнологичного оборудования. Более того, поскольку архив является комплектующимся, все помещения, приспособленные для хранения документов, заполнены, и очень остро встал вопрос архивной полки. Логично, что в этих условиях проблема строительства нового корпуса, куда можно было бы установить современное оборудование для технической проверки, реставрации, копирования документов, а также создание условий для хранения новых носителей, подготовка новых хранилищ, стала очень актуальной. Кроме того, за десятилетия своей деятельности архив стал широко известен, как национальное хранилище аудиовизуальных документов, серьёзно расширился круг пользователей, и возникли проблемы расширения читальных залов архива, создания выставочных площадей, расширения кинозала для дальнейшей популяризации национального достояния в виде аудиовизуального наследия нашей страны. Несмотря на то, что архив мечтал о строительстве нового корпуса, в 1990-е годы такое строительство было совершенно нереальным делом. Но архив сделал геоподоснову для предполагаемого нового здания и даже заказал его макет.

Кино- и фотоискусство – искусство копийное, и, если архив не сможет осуществлять работу со всем комплексом своих документов, то отдельные форматы и носители информации станут недоступны для воспроизведения. Чтобы этого не случилось, необходимо все хранящиеся форматы документов постепенно унифицировать. А это есть оцифровка фонда.

Попасть в федеральную инвестиционную программу крайне сложно. Но, тем не менее, Росархив, понимая, что решить вопрос оцифровки и быстрого доступа к аудиовизуальной информации архива, а также обеспечить сохранность документов, созданных в цифровом формате в рамках текущего финансирования невозможно, смог добиться включения РГАКФД в ФЦП «Культура России 2012-2018 гг.».ФЦП «Культура России 2012-2018 гг.» была утверждена Постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 г. № 186.

Строительство – не вполне архивная специализация, поэтому для РГАКФД важнейшей необходимостью стал поиск консультантов по строительным вопросам, по разработке задания на проектирование, возможность узнать, какие требования предъявляются к помещениям для оцифровки кинодокументов, какой способ является наилучшим для обеспечения сохранности аудиовизуальных документов, созданных в цифровом формате и так далее. Чем ближе подходило время создания проекта, тем больше вопросов возникало.

Не скрою, некоторое время пребывали в замешательстве. А затем начали активно работать в заданном направлении. Сначала обратились в Госфильмофонд к их строительному опыту и опыту по оцифровке художественных фильмов, к руководству Красногорского района, города Красногорска и получили ряд полезных консультаций. Разработали задание на проектирование, запросили проектные организации проанализировать это задание и подсказать, все ли мы учли. И, когда архив получил окончательный вариант задания, то передали его для утверждения в Росархив, который, в лице его Руководителя Артизова А.Н., является Государственным заказчиком. По поручению Росархива стали готовить конкурсную документацию, и снова столкнулись с трудностями.

Хорошо, что к настоящему времени архив приобрёл серьёзный опыт работы по организации проведения торгов и формированию конкурсной документации. Помимо сотрудников архива в эту работу включились и проектные организации Красногорского района, а также специалисты (финансисты, юристы) Росархива. Такой совместный труд помог сформировать достаточно грамотное, на наш взгляд, техническое задание на проектирование, учитывая, что задание формировалось не только на проект здания, но и на его наполнение, т.е. установку технологического оборудования, офисной мебели, распределения рабочих кабинетов и общественных помещений по этажам и т.д.

Конкурс на проектирование был выставлен на нашей электронной площадке, вскрытие конвертов осуществлялось в архиве. Всего участвовали в конкурсе 3 проектные организации. Выиграла компания ООО «Бристоль-проект» с ценой 51, 5 млн. рублей. По результатам открытого конкурса был заключен контракт на проектирование 13 сентября 2013 года.

Компания достаточно быстро изучила технологию работ, связанных с обеспечением сохранности и использованием архивных документов, организационно-управленческой структурой работы архива и включилась в работы по проектированию.

Работы осуществлялись по двум этапам: 

  1. Разработка эскизного проекта – инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий. Разработка проектной документации (до 28.12.2013 г.); 

  2. Получение заключения государственной экспертизы проектной документации. Разработка рабочей документации (март 2014 г.).

Вначале было выбрано место строительства здания, определена его площадь - 13 тыс. кв. м., создан эскизный проект, согласованный с Росархивом. Отдельного упоминания заслуживает неиспользуемое и списанное в 1994году подземное хранилище для кинодокументов на горючей основе (так называемое, хранилище № 1) в связи с нарушением гидроизоляции. Неоднократные ремонты этого хранилища на протяжении 6 лет не принесли желаемых результатов. В 1994 году оно было выведено из эксплуатации. С этого года хранилище стояло опечатанное, т.к. демонтаж его был признан нецелесообразным из-за того, что оно находится в котловане, и на эти цели не выделялись соответствующие средства. В связи с проектированием нового лабораторного корпуса у архива появилась возможность его демонтировать и на его месте поставить новое здание.

Поэтому задание на проектирование включило в себя:

  • демонтаж подземного хранилища,

  • строительство нового здания,

  • реконструкция основного здания РГАКФД.

Во вновь возводимом здании РГАКФД будут размещены все необходимые помещения для того, чтобы в полном объёме обеспечивать работу по оцифровке кинофотодокументов, осуществлять их входной контроль, контроль в процессе хранения, создания электронной библиотеки длительного хранения, электронного массива для работы пользователей аудиовизуальной информации. Все работы и технологические цепочки будут организованы в соответствии с «Правилами организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» (2007 год).

В нашем административном здании расположены два хранилища. В фотохранилище практически нет регулируемого климата, а видеохранилище (в нём хранятся и цифровые, и аналоговые документы) уже переполнено. Эти хранилища будут также перенесены в новый корпус, где будут соблюдены все требования к хранению фотонегативов на стекле и плёнке, позитивов-оригиналов и альбомного фонда.

Читальные залы для пользователей архивной информации в проекте расположены на первом и втором этажах. Кинозал, небольшой выставочный зал, бюро пропусков, буфет расположены на первом этаже. Пост охраны также будет находится внутри здания на первом этаже.

Согласно проекту, периметр архива, читальные залы оснащены видеонаблюдением, системой контроля управления доступом, системами охранной и пожарной сигнализациями, системами автоматического пожаротушения, принудительной регулируемой вентиляции.

Если говорить конкретно, то это следующие помещения:

  • хранилище для фотонегативов на стекле и на пленке;

  • хранилище для фотоальбомов и позитивов-оригиналов;

  • хранилище для цифровых носителей фотодокументов;

  • хранилище для видео и цифровых носителей к/д;

  • помещения для участка движения документов и их копий;

  • помещения ОТК (входной контроль поступающих цифровых документов);

  • аппаратные для оцифровки (сканирования) исходных материалов кино- и фотодокументов;

  • аппаратные записи с кинопленки на различные видеоформаты;

  • цифровая реставрация кинодокументов;

  • цифровая реставрация фотодокументов;

  • помещения для карточных кино - и фотокаталогов;

  • хранилище монтажных листов кинодокументов;

  • помещения ультразвуковой чистки кинодокументов;

  • помещения читальных залов кино- и фотодокументов;

  • выставочный зал;

  • кинозал на 200 мест с кинопроекцией и цифровой проекцией.

К работе по созданию технологических цепочек входного контроля цифровых копий, процессов сканирования и видеозаписи кинодокументов, цифровой реставрации и т.д. были подключены наши многолетние партнеры, с которыми мы сотрудничаем в области видео и цифровых технологий – «Фильм – видео», «Атрак», «Киномастер», «Спецмонтаж», «Арктур», Госфильмофонд и некоторые другие.

Проектирование нашего нового здания было завершено своевременно, но в Главгосэкспертизу мы сдать проект не смогли, т.к. по Постановлению Правительства Государственным заказчиком является Росархив, а в Госэкспертизу проект может представить только Государственный заказчик, и договор по передаче нам этих функций не является основанием. Росархив подготовил документы и направил их в Минэкономразвития, Постановление Правительства № 923 вышло только 10 сентября 2014 года. И тогда, наконец, мы сдали проект в Главэкспертизу. Экспертиза проекта проводится в течение 2 месяцев. В процессе экспертизы возникали к проекту замечания, но вносились исправления, некоторые замечания были оспорены. За пять дней до окончания экспертизы возник один вопрос – отсутствие разрешения собственника (Росархива) на демонтаж подземного хранилища. В результате, решение Госэкспертизы о проекте на новое здание РГАКФД оказался отрицательным.

Наконец, в апреле 2015 года положительно решился и этот вопрос: Росархив, как собственник недвижимости, издал Приказ № 33 от 10.04.2015 г., чем и обеспечил второе вхождение в Главгосэкспертизу.

В настоящее время архив с трепетом ожидает выхода проекта нового здания архива из повторной экспертизы. Хочется надеяться, что это заключение будет положительным.

В заключении хотелось бы поблагодарить администрацию архива, сотрудников, принимавших участие в задании на проектирование, ООО «Бристоль-проект», «Киномастер», администрацию Красногорского района, администрацию города Красногорска, руководство и сотрудников Росархива и всех, кто помог архиву справиться с этим нелёгким делом – проектированием нового лабораторного корпуса Российского государственного архива кинофотодокументов.

Для архива вопрос строительства нового здания крайне важен, к сожалению, мы не имеем подобного опыта, и поэтому, уважаемые коллеги, очень хотелось бы услышать ваши советы, пожелания, возможно, кто-то поделится собственным опытом. Любое, даже на первый взгляд, незначительное замечание, станет для нас ценным подспорьем в вопросах, компетенцию в которых нам только предстоит получить. Прошу высказываться желающих, и заранее благодарна за помощь.