Вы здесь
Презентация Российского государственного архива кинофотодокументов». «Австро-Венгерская империя в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. в кинодокументах из собрания РГАКФД
Выступление начальника отдела выставок и публикации архивных документов РГАКФД Е.Е. Колосковой на Международной конференции Венгерского Национального цифрового архива и института кинематографии по восстановлению и реставрации кинодокументов
Российскому государственному архиву кинофотодокументов в октябре 2014 года исполнилось 88 лет.
Несмотря на многочисленные политические и военные катаклизмы 20 века, архив собрал, описал и сохранил бесценные документальные свидетельства разных эпох, начиная с середины 19 столетия и до наших дней, прочно занимает особые позиции на отечественном и мировых рынках информационных услуг.
В составе фонда архива – хроникально-документальные фильмы и киножурналы, специальные выпуски и отдельные кино-, виде- и фотосъемки.
На сегодняшний день РГАКФД на хранении имеет:
-
кинодокументов – 246 410 ед. хр. (более 40 наименований фильмов, из них снятых до 1917 года – 2 491 ед. хр., из них 52000 ед. хр. на нитропленке),
-
видеодокументы – более 15 000 наименований (на различных носителях: Betacam SP, Betacam Digital, HD)
-
фотодокументов – 1 150 000 ед. хр. (собрание включает альбомы с фотографиями, дагерротипы, ферротипии, негативы на стеклянной и пленочной основах, слайды, цифровые документы).
Хочу отметить, что РГАКФД имеет опыт восстановления первых цветных фильмов. Так, долгое время считалось, что хроника, выпущенная в России в 1914 г. фирмой «Пате» под названием «Индийские войска всех колоний, сражающиеся теперь в Европе с Тевтонами» № 12496 (а, б) представляет собой технический брак, т.к. кадры черно-белой пленки при проекции на экране «мерцали», потому, что представляли собой последовательность темных и светлых кадров. И только не так давно удалось установить, что это не что иное, как единственно сохранившийся цветоделенный позитив фрагментов первого в мире цветного полнометражного документального фильма «С нашим Королем и Королевой через Индию», снятого по двухцветной системе Кинемаколор во время коронационных торжеств, состоявшихся в г. Дели в декабре 1911 г. с участием английского короля Георга V, коронованного императором Индии.
На сегодняшний день архив является единственным в мире хранителем фрагментов (447 м) этого грандиозного кинодокумента, полный метраж которого составлял 3.800 м пленки.
Комплекс киносъемок, относящихся к истории Первой мировой войны, в собрании РГАКФД более 500 наименований за 1914-1917 годы. Разобрано к настоящему времени более двух третей фонда. Состав кинодокументов по Первой мировой войне представлен фильмами и отдельными выпусками хроники производства русских и зарубежных кинофирм, так и киножурналами, такими как "Русская военная хроника" Скобелевского комитета, журнал Пегас Акционерного общества Ханжонкова и К., прокатные русские варианты Пате-журналов, Хроники Гомон, «Военное обозрение» и «Летопись войны» братьев Пате, киножурналы "Хроника Альянс", "Хроника Паризиана", «Эклер-журнал», "Летопись войны" производства кинематографического отдела Французской армии, так и отдельные выпуски кинохроники кинематографического отдела французской армии (КОФА), кинематографического отдела Британской армии, выпуски хроники с титрами на французском, румынском, немецком, шведском языках, русские фильмы и отдельные выпуски российских кинофирм, отражающие события на русском фронте. Содержание хроники отражает события на Восточном (русском), Западном (Европейском), Салоникском фронтах. Кинодокументы отражают участие в Великой войне армий России, Франции, Великобритании, Бельгии, Греции, Австро-Венгрии, Италии, Сербии, США, Канады, Португалии, Румынии, Австралии, Канады.
Комплекс кинодокументов в фонде архива, в частности, по Австро-Венгрии составляет 20 единиц хранения. В них отражены действия российских войск на Юго-Западном фронте (Галиция) и материалы об Австро-венгерских военнопленных. Назову несколько:
-
"Галиция". 1914 г. Производство [Скобелевского комитета] . 1036,0 м
-
"Его Императорское Величество Государь Император в завоеванном крае". 1915 г. Производство Скобелевского комитета. 707,6 м.
-
Виды крепости Перемышль. Николай II в сопровождении великих князей производит осмотр крепости Перемышль. Австрийские трофейные орудия.
-
"Генерал-адъютант А.А. Брусилов, его штаб и пленные, взятые в последних боях". 1916 г. Производство Скобелевского комитета. 132,7 м.
-
Австро-Венгерские военнопленные конвоируются во временные лагери. Оказание медицинской помощи раненным.
Список кинодокументов по указанной теме дополняют подлинные фотографии из собрания РГАКФД: это подлинные фотографии из 370 альбомов и 2 500 генативов на стеклянной основе размером 24-30 см.
В 1980-е годы ХХ века в архиве началось комплексное изучение киноматериалов Первой мировой войны, в том числе, и зарубежной хроники. Работа эта заняла многие годы, так как предстояло по литературным источникам не только изучить историю российского кинопроката 1914-1917 годов, но и исследовать внешние признаки архивных кинодокументов (наличие склеек в оригиналах и копиях, шрифты, фабричные марки (и их изменения во времени) и нумерацию титров, межкадровые надписи), состав и полноту сюжетов, логику монтажа.. Так как в ряде учетных номеров в одном ролике обнаруживались произвольно объединенные чужеродные материалы, предстояло определить их принадлежность и произвести разъединение. Предстояло также выяснить время съемки и выхода кинодокументов на экран, провести расшифровку событий, опознать снятых на пленке лиц, перевести на русский язык титры на французском, английском, датском, шведском, немецком, румынском и чехословацком языках. Среди съемок периода Первой мировой войны были выявлены позитивные копии, при изготовлении которых было применено вирирование.
В целом, комплексное исследование архивных киноматериалов позволило ввести в научный оборот многие неизвестные ранее хроникально-документальные фильмы. Но работы еще не закончены.
Сегодня, по прошествии века мы имеем возможность увидеть эту войну глазами участвовавших в ней военных кинофотохроникеров. Кино- или фотокамера – не блокнот, записать услышанное от кого-либо они не могут. Для того, чтобы в газету, журнал был направлен очередной материал, чтобы зритель увидел на экране последние новости, корреспонденты должны были идти на передовую, в огонь, на палубы надводных и подводных кораблей, подниматься на аэропланах и аэростатах, разделить с солдатами все тягости окопной жизни.
Российский государственный архив кинофотодокументов очень бережно относится к своим документам и создает все условия для продления жизни этих источников. Помимо специальных хранилищ, в архиве существуют специальные лаборатории, где осуществляются консервационно-профилактическая обработка и физико-химическая и цифровая реставрация документов.
Документы архива очень востребованы как российскими, так и зарубежными исследователями и представителями компаний Великобритании, Германии, Франции, Японии, США, Италии и многих других. Кинофотодокументы РГАКФД востребованы при подготовке музейных экспозиций, документальных и научно-популярных изданий, научных исследований, многочисленных отечественных и зарубежных выставках, документальных фильмов и телевизионных передач, мультимедиа-проектов, интернет-порталов.
Примером крупного издательского проекта архива – подготовка альбома «Великая война. 1914-1918. Кинофотохроника».
В альбоме представлены более 1000 фотографий и кинокадров из крупнейших российских и зарубежных государственных архивов, музеев, библиотек, информационных агентств и частных собраний России , Германии, Франции, Великобритании, Австрии, Сербии, Чехии, США за 1914-1920 гг.
Цель настоящего проекта - дать современному читателю представление о Первой мировой войне средствами хроникально-документальных киносъемок и фотографий, как со стороны победителей, так и со стороны побежденных, показать жизнь человека в условиях военных действий и окопного быта в прифронтовой полосе и глубоком тылу, а также представить новые веяния в развитии военной техники, положение военнопленных и беженцев, социальный портрет участников войны.
В качестве приложения к альбому подготовлено мультимедийное издание на основе кинодокументов из собраний Российского государственного архива кинофотодокументов, Государственного фонда кинофильмов Российской Федерации и национального управления архивов и документации США (NARA). Киноматериалы, помещенные на диске, представляют собой краткий дайджест документальных съемок, которые могли видеть современники событий Первой мировой войны. Это выдержки из 30-ти хроникально-документальных фильмов, кино-периодики и агитационных роликов, демонстрировавшихся на территории Российской империи и территориях, подвергшихся оккупации. В итоге, основу диска составили подборки фрагментов оцифрованных кинолент, скомпонованные по тематическому принципу.
В целом же характер и качество изображения, которое увидит пользователь диска, соответствует тому, что видел зритель той далекой эпохи.
Конечно, на войне в руках лучше иметь хорошее оружие, чем самую совершенную кино – или фотоаппаратуру. И тот, кто рассматривал врага в видоискатель, а не через прицел, конечно, сильно рисковал. Но храбрость эта была оправдана. Именно благодаря геройству фронтовых репортеров до нас дошли эти бесценные свидетельства военного лихолетья.
А сейчас вашему вниманию будут предложены фрагменты из фильмов «Падение Перемышля» (1915 г.) и «Наши враги у нас в плену» (1916 г.). Фильм «Падение Перемышля» был полностью подготовлен к моменту, когда в результате Горлицкой операции русские оставили австро-венгерскую крепость и по идеологическим причинам кинолента так и не вышла в прокат и не была показана зрителям.
Спасибо за внимание, желаю вам приятного просмотра.