Вы здесь

Новые поступления фотодокументов в Российский государственный архив кинофотодокументов в 2005–2015 гг.

                   

 

Российский государственный архив кинофотодокументов является постоянно комплектующимся архивом. Созданный в 1961 году отдел комплектования и ведомственных архивов занимается пополнением Архивного фонда Российской Федерации аудиовизуальными документами в трех направлениях: 1) комплектование фотодокументами, 2) комплектование кинодокументами, 3) комплектование видеодокументами.

В советское время существовала стройная система комплектования Центрального государственного архива кинофотофонодокументов СССР, при которой существовали списки источников комплектования – № 1 основных и № 2 возможных источников. Основными источниками комплектования фотодокументами были Фотохроника ТАСС, Агентство печати «Новости» (АПН), фототека Верховного Совета СССР, Всесоюзные общественные организации, редакции газет «Правда», «Известия», «Советская культура», «Советский спорт», журналов «Советский Союз», «Советская женщина» и т.д. К возможным источникам комплектования относились поступления от частных лиц, которые носили периодический характер.

В 1990-е гг. эта система стала разрушаться, а к началу 2000-х полностью себя изжила. Учреждения, работавшие с пленкой, были упразднены, либо поменяли форму собственности, а также оценили высокую материальную стоимость имеющихся у них документов. Всё это привело к отказу от сотрудничества с РГАКФД, а весомых рычагов, стимулирующих безвозмездную передачу фотодокументов в государственный архив не было.

В связи с неуклонным сокращением официальных государственных источников комплектования, РГАКФД отказался от ведения списков источников комплектования, как утративших свое практическое значение, и стал комплектоваться фотодокументами из личных архивов. Их доля в общем объеме новых поступлений долгое время составляла меньшую часть, затем установился паритет, к концу 1990-х годов они стали составлять наибольшую часть, и, наконец, к началу 2000-х их доля составила основу поступлений. Сведения о личных архивах собирались из печатных изданий, во время посещения фотовыставок, а также поступали непосредственно от лиц, желающих передать личные архивы на государственное хранение. Передавались они как за денежное вознаграждение (из внебюджетных средств), так и безвозмездно.

Основной мотивацией для передачи фотодокументов от частных лиц в РГАКФД стала репутация самого архива как места, в котором документы сохраняются на века. Если в конце 1990-х – начале 2000-х приходилось убеждать владельцев передавать фотодокументы в архив, то сейчас в этом нет необходимости – имидж архива работает сам на себя.

Прежде чем документы попадают в архив, специалистами отдела комплектования проводится большая предварительная работа с владельцами фотодокументов. Это переговоры, выезд на место, визуальная оценка качества фотодокументов, работа в фотокаталогах архива традиционном и электронном на предмет дублетности предлагаемого материала, оценка содержания, возможности научного и практического использования фотодокументов, наконец, подготовка и оформление документов с владельцем (договора, акта, заявления) и привоз документов в РГАКФД. Надо отметить, что не всегда предварительная работа бывает результативной. Приблизительно в трех случаях из пяти она заканчивается ничем. Бывает, что после длительных переговоров владелец находит более удачное место, с его точки зрения, для передачи принадлежащих ему фотодокументов. Проще говоря находит покупателя для фотодокументов. Тем не менее РГАКФД продолжает постоянно пополняться фотодокументами.

Комплектование РГАКФД фотодокументами − один из важных и наиболее кропотливых видов работ по приему, передаче документов на постоянное государственное хранение и вводу их в широкий доступ для пользователей архивной информации. Как правило, это большие комплексы документов, поступающие из личных архивов владельцев, которым они достались по наследству. Сами наследники располагают скудными сведениями о доставшихся им документах. Зачастую документы плохо описаны, нередко экспертизу ценности приходиться проводить по негативам, т.к. отсутствуют контрольные отпечатки. Из-за больших объемов принимаемых на хранение фотодокументов у специалиста отдела комплектования, работающего с тем или иным личным архивом, формируется так называемый свой собственный банк данных лиц, событий, персон, который позволяет обработать и ввести в оборот эти документы.

За последнее десятилетие доля поступлений фотодокументов из личных архивов составила 80 %. Общее количество переданных на постоянное государственное хранение в архив фотодокументов за 2005–2015 гг. составляет 24 146 ед. хр.

Специалистами отдела комплектования и ведомственных архивов проведена большая работа, в том числе исследовательская, по введению этих фотодокументов в широкий доступ для пользователей архивной информации. Сотрудник отдела, занимающийся атрибуцией и упорядочением фотодокументов, обрабатывает поступивший на хранение фотодокумент, что называется, «От» и «До»:

  •  Проводит экспертизу ценности фотодокумента на предмет исторической ценности, уникальности, технического качества, возможности дальнейшего использования;

  • Передает при необходимости фотодокумент в фотолабораторию для изготовления контрольного отпечатка;

  • Аннотирует фотодокумент;

  • Выносит на обсуждение экспертно-проверочной комиссии архива вопрос о приеме фотодокумента на постоянное государственное хранение;

  • Сканирует фотодокумент;

  • Заносит информацию о фотодокументе и присоединяет отсканированное изображение в электронную базу данных архива;

  • Составляет и оформляет опись и акт передачи фотодокументов на постоянное хранение в архив;

  • Передает фотодокумент с текстовой сопроводительной документацией в отдел обеспечения сохранности и государственного учета документов.

Так, дореволюционный период пополнился двумя фотоальбомами фрейлины императрицы Александры Федоровны А.Н. Вырубовой, которые она в свое время передала семье Лесток в Швецию. Альбомы включают в себя портретные съемки Императора Николая II, членов царской семьи, коронацию Николая II, пребывание Николая II и наследника-цесаревича Алексея в ставке Верховного Главнокомандующего и проч. (всего 136 фотографий за 1890–1918 гг.).

Ценным приобретением стало появление в хранилище фотоснимков на металлической основе – 30 ферротипий из личного архива М.И. Голосовского и 2 ферротипий из личного архива Н.О. Петровановой.

Дополнили, имеющиеся на хранении в РГАКФД, фотодокументы таких мастеров фотоискусства как Н.И. Свищов-Паола, М.С. Наппельбаум, П.А. Оцуп. В случае Н.И. Свищова-Паолы и М.С. Наппельбаума – это портретные и групповые съемки выдающихся ученых, теоретиков в различных областях знаний, деятелей культуры, искусств, неизвестных лиц, а также бытовые съемки, в том числе крестьянский быт. Широкоформатные авторские позитивные отпечатки П.А. Оцупа пополнили имеющиеся на хранении негативы и дубль-негативы автора. Это революционные события, демонстрации в Москве и Петрограде, портреты политических деятелей 1920-х гг., период Гражданской войны.

В наш век повсеместного распространения любительской фотосъемки, когда любой человек, имеющий фотоаппарат или гаджет с функцией фотографирования, считает себя фотографом, особенно интересны документы фотографов-любителей начала ХХ века, когда увлечение фотографией было почти профессиональным. Эти фотодокументы показывают исторические события глазами обычного человека, жившего в то самое время. Так фотодокументы преподавателя Орловского Бахтина кадетского корпуса, члена Орловского фотографического общества В.В. Левитского рассказывают о повседневной жизни одного из лучших военно-учебных заведений Российской империи, погружают в эпоху наивности и безмятежности. Фотодокументы зауряд-врача М.А. Латышева периода Первой мировой войны открывают деятельность и быт Передового отряда Красного Креста, показывают будни врачей, сестер милосердия, офицеров, солдат.

Артиллеристы на позициях, солдаты в окопах, строительство укреплений, быт офицеров во время Первой мировой войны отражены в фотодокументах из личного архива Н. Крузе.

20-е – начало 40-х годов ХХ столетия представлены в документах, переданных из Бундесархива. Эти документы прошли сложный путь. Собирались они и хранились областными архивами Украинской ССР (Запорожской, Днепропетровской, Винницкой, Волынской и др. областей). В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. они были захвачены фашистами и вывезены на территорию Германии. Документы хранились и продолжают храниться в Федеральном архиве Германии (Бундесархиве) в г. Кобленц. В 1999 году по закону о реституции РГАКФД получил позитивные копии с хранящихся в Бундесархиве негативов, поскольку передавать оригиналы архив Германии отказался. Документы раскрывают все аспекты жизни, в основном Украинской ССР, в период становления Советского государства до начала Великой Отечественной войны. Это сельское хозяйство, тяжелая промышленность, стахановское движение, физкультура и спорт, религия, культура и проч.

Период войн, особенно период Великой Отечественной войны, представлен в фотодокументах нескольких фотокорреспондентов, таких как М.А. Трахман – это партизанское движение в Белорусской и Украинской ССР, Ленинградской области, портреты партизан, труженики тыла во время работы, блокадный Ленинград, военные действия 1-го и 2-го Украинского фронтов, освобождение Европейских стран, День Победы в Москве, В.С. Тарасевич – это Ленинградский и Северо-Западный фронты, В.А. Темин – это события на реке Халхин-Гол, Советско-финская война, военные действия во время Великой Отечественной войны на различных фронтах, съемки концлагеря Треблинка в Польше, Германия накануне Победы, члены международного военного трибунала в Нюрнберге во время работы, маршалы Советского Союза, командующие фронтами и многое другое.

Эти фотокорреспонденты продолжили свою профессиональную деятельность и после войны. Благодаря чему мы получили представление о жизни СССР 1950-х – 1980-х гг. Это видовые съемки городов Советского Союза и зарубежных стран; портреты видных деятелей искусств (писателей, музыкантов, артистов, художников), политических деятелей страны; съемки промышленных объектов и производства (нефтегазопроводов, нефтеперерабатывающих заводов, ГЭС, металлургических заводов, заводов легкой промышленности и проч. Также фотодокументы охватывают такие сферы жизни как сельское хозяйство (республиканские колхозы, совхозы); различные съезды (партийные, творческих союзов, промышленников); парады, демонстрации на Красной площади, посвященные различным памятным датам; пребывание иностранных делегаций в СССР и т.д.

Большое количество фотодокументов (13 500 ед. хр.) за 1950-е – 1980-е гг. передано на хранение из личного архива Б.Е. Вдовенко. Это портретные съемки участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, снимки летчиков-испытателей, авиаконструкторов; выступления ансамблей песни и пляски, оркестров, вокально-инструментальных ансамблей Союзных республик, артистов эстрады, актеров кино и телевидения; видовые съемки городов республик Советского Союза, учреждений культуры, быта, промышленных предприятий, учреждений общественного питания, торговли; аэропорты, морские порты, промышленные предприятия, кинотеатры, пляжи, колхозы; различные авиаотряды СССР; парашютный спорт; выставки авиационной техники; всесоюзные и мировые первенства по самолетному спорту; сцены из спектаклей в постановке театров Союзных республик; цирковые представления; декады искусств Союзных республик; снимки различных моделей вертолетов, самолетов; телепрограмма «Голубой огонек» и многое другое.

Культурная, общественно-политическая жизнь отражена в фотодокументах фотокорреспондента В.В. Егорова (сцены из спектаклей московских театров, съезды КПСС, сессии Верховного Совета СССР, зарубежные визиты руководителей партии и правительства; XVI летние Олимпийские игры 1956 г. в Австрии; визиты Н.С. Хрущева в Чехословакию, США, Данию, Германию и др. страны; XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1985 г. в Москве; съемки Председателя Президиума ВС СССР А.А. Громыко в кругу семьи и проч.).

Фотодокументы 1950-х – 1970-х гг., отражающие культурную жизнь страны, помимо перечисленных выше, прекрасно представлены в личном кабинетном архиве Министра культуры СССР Е.А. Фурцевой, который был получен из Министерства культуры Российской Федерации, а также в личном архиве фотографа О.А. Мерцедина. В первом случае это официальные, протокольные мероприятия (приемы Е.А. Фурцевой различных иностранных делегаций, её зарубежные поездки и поездки по Советскому Союзу, участие в открытиях выставок, встречи с деятелями культуры и искусств и проч.), во втором – жизнь деятелей культуры, искусств, творческих коллективов, артистов, успехи которых в той или иной степени зависели от политических решений сверху (съемочные площадки художественных фильмов «Воскресение», «Кавказская пленница», «Девчата», «Суд сумасшедших», «Чистое небо» и др., съемки театральных постановок, портретные съемки, съемки в домашней обстановке артистов, композиторов, писателей, режиссеров, операторов и т.д.).

Основная масса фотодокументов, переданных на хранение в 2005 – 2015 гг., это ретроспективная информация 2-й половины XIX века – 80-х годов ХХ века, в большинстве своем они охватывают период с 1946 по 1985 гг. Что касается 1990-х – 2000-х гг., то этот период истории нашей страны по сути дела является «белым пятном» в части комплектования фотодокументами.

Незначительным вкраплением являются последние поступления из ИТАР-ТАСС. Эти фотодокументы 1980-х – 1995 гг. освещают общественно-политическую, культурную, спортивную жизнь страны (митинги, открытие памятников, съезды депутатов, производство, медицину, армию, религию, терроризм и т.д.).

Пополнили период 1990-х гг. фотодокументы из личного архива Г.В. Кмит (сцены из спектаклей, 100-летие МХАТа, рабочие моменты съемок художественных фильмов, международные фестивали «Созвездие», «Золотой Дюк», «Кинотавр», «Лики любви», «Золотой овен», «Виват кино России», «Окно в Европу»; кинопремии «Кумир», «Ника»; съезды кинематографистов; юбилей Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького; показ моделей одежды В. Зайцева; портреты киноактеров, режиссеров, композиторов, художников).

Надо отметить, что именно личный архив Г.В. Кмит положил начало приему фотодокументов в электронном формате. С 2011 по 2015 гг. на постоянное хранение передано 673 ед. хр. электронных фотодокументов.

Большой удачей для РГАКФД стало сотрудничество с Управлением пресс-службы и информации Президента Российской Федерации. Отсюда были получены электронные фотодокументы за 1994–1996 гг. о деятельности первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина (официальные визиты Б.Н. Ельцина за рубеж; официальные приемы Б.Н. Ельциным высшего руководства зарубежных стран в Кремле; рабочие поездки по России; предвыборные мероприятия; инаугурация 1996 г.).

В 2015 г. впервые с развала Советского Союза были получены фотодокументы от ликвидированной организации – это электронные фотодокументы Государственной Корпорации «Олимпстрой», управлявшей работами, связанными с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией олимпийских объектов в городе Сочи. Надо особо отметить, что это единственная историческая «правда», оставшаяся от прошедших в 2014 году в нашей стране XXII Зимних Олимпийских играх. Никаких других фотодокументов об этом событии, к сожалению, в архив не поступило. Фотодокументы ГК «Олимпстрой» отражают процесс строительства, ввода в эксплуатацию олимпийских объектов и объектов инфраструктуры, некоторые спортивные мероприятия, предшествующие Олимпиаде; документы охватывают период с 2008 по 2014 годы.

Безусловно, охватить в одном обзоре все поступления фотодокументов за прошедшее десятилетие не представляется возможным: каждый переданный для проведения экспертизы ценности архив содержит интересные документы, заслуживающие отдельного рассказа. Некоторые из перечисленных выше архивов до сих пор находятся в работе, поскольку объемы этих архивов очень велики, а людские ресурсы – малы. Но несмотря на это, и другие обозначенные трудности, работа по описанию, аннотированию и вводу фотодокументов в широкий доступ для пользователей архивной информации продолжается. Хотелось бы надеяться, что учреждения и фотокорреспонденты, создающие современную историю при помощи фотоаппарата, поймут важность и необходимость её сохранения и примут решение передавать эту информацию в архив, чтобы сохранить её для будущих поколений.

 

Начальник отдела комплектования
и ведомственных архивов РГАКФД                                        Е.В. Волкова