Вы здесь

Свищов-Паола Николай Иванович

                   

 

Николай Иванович Свищов-Паола (1874–1964) родился в Москве в семье мелкого торговца бельем; мать Екатерина Кудрявцева была из крестьян. У Свищовых было трое детей, Николай был старшим. Учился он, по собственному признанию, плохо: мешало слабое здоровье. По этой причине Николай отстал от школы, и отец решил взять его помощником к себе в магазин, но вскоре отец разорился и был вынужден продать магазин. Одним из первых на объявление о продаже пришел владелец первоклассного фотоателье на Тверской улице Егор Максимович Овчаренко. Он заметил юношу, рисовавшего стоя за конторкой, и, посмотрев его рисунки, пригласил к себе в фотоателье, учеником ретушера. Свищов с радостью согласился.

Но ретушь не давала простора самовыражения, а Николаю хотелось создавать, стоять у фотокамеры. Вскоре он стал учеником фотографа и быстро освоил свои новые обязанности. Он ловко передвигал шторки, притемняя одни участки лица модели и высветляя другие. Свищов внимательно следил за каждым движением своего учителя: присматривался, как тот разговаривает с клиентами, как размещает их перед аппаратом, как проявляет и печатает. Достигнув определенного уровня мастерства, Свищов захотел работать самостоятельно. Так началось время его скитаний по фотографиям в поисках работы. За период 1892–1893 гг. он успел поработать в качестве помощника фотографа в ателье Бродовского на Кузнецком мосту, самостоятельного фотографа в фотографии Афанасьевой, располагавшейся на Земляном валу и близ Сухаревского рынка.

В 1895 году Николай Иванович открыл собственное фотоателье в арендованном помещении, которое вскоре перешло в его собственность. Став владельцем фотографии, Свищов наряду с повседневной работой со всей страстностью, присущей его натуре начал поиски новых методов портретной съемки. Перенимая у фотографов–профессионалов много полезного в обработке пластинок и фотобумаг, технике освещения и прочего, он заимствовал у них стремление к внешним эффектам и необычности форм в снимках. Свищов виртуозно владел ныне почти забытой техникой печати гуммиарабик и бромойль, дающей эффект мазков кисти на полотне. Увлекался размытыми снимками, сделанными объективом «монокль». Первым придумал печатать изображения на фарфоре и молочном стекле, что имело шумный коммерческий успех.

Напряженная работа в фотоателье отнимала огромное количество времени. Личная жизнь Свищова складывалась скучно, однообразно без друзей и развлечений. Лишь случай свел Николая Ивановича с Еленой Алексеевной Тороповой, которая в 1898 году стала его женой. По словам Свищова, она на долгие годы стала его помощницей в работе и творческих поисках. Она помогала в фотографировании, устанавливала свет, проявляла пластинки и даже печатала. Елена Алексеевна оказала большое влияние на формирование эстетических взглядов своего мужа, помогала восполнять пробелы в его образовании.

В августе 1908 г. фотограф Н.С. Коротков предложил Николаю Ивановичу, уже имевшему фотографический опыт, работать в своем ателье «Паола» на Кузнецком мосту в доме Михайлова (на углу Кузнецкого переулка и Петровки), на что тот охотно согласился. Спустя несколько месяцев Н.С. Коротков решил продать фотоателье, и Николай Иванович, заняв значительную сумму денег, выкупил у него заведение вместе с оборудованием и фирмой «Паола». С тех пор Николая Ивановича стали звать то Свищовым, то Паолой. Поэтому, когда пришло время получать новый паспорт, чиновник вписал в бланк двойную фамилию.

С приобретением фотоателье у Свищова началась новая жизнь: наступила пора счастливого творческого труда. Здесь были созданы лучшие работы фотомастера: «Натурщик», «Блондинка», «Мужской портрет», «Мечта», «Призыв» и др. Все эти снимки Николай Иванович экспонировал на отечественных и зарубежных фотовыставках, неизменно получая за них награды. Известность фотографа росла с каждым годом, в фотоателье «Паола» всегда было много посетителей.

К нему шли фотографироваться актеры, писатели, ученые. В 1910–1920-х гг. творчество Н.И. Свищова-Паола достигает наивысшего расцвета. Он выступает на международных фотовыставках США, Канады, Великобритании, Франции, Италии. В конце 1920–1930-х гг. на смену традиционным фотографическим жанрам приходит фоторепортаж. 1930-е гг. оказались временем тяжелого испытания для мастера.

В 1930 г. было закрыто Русское фотографическое общество, которому Николай Иванович отдал много лет своей жизни. В 1940 году закрыв фотоателье он оказался перед вопросом о переходе от независимого творчества к работе из-за куска хлеба. Его и без того подавленное состояние еще больше усугубилось после смерти жены.

После войны Н.И. Свищов-Паола работал над созданием фотопортретов советских академиков по заказу ЛАФОКИ АН СССР, снимал актеров и спектакли Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова и Московского музыкального театра им. Владимира Немировича-Данченко. Именно тогда он всерьез занялся упорядочением многочисленных коллекций собственных фотопроизведений.

Во второй половине 1950-х гг. к нему вновь вернулось официальное признание, в Советском Союзе и за рубежом прошли выставки его работ. Большинство фотографов среднего и младшего поколения, искусствоведы и рядовые зрители, посещая эти выставки, заново открывали для себя огромный мир станковой светописи этого прекрасного фотомастера.

Николай Иванович ушел из жизни 17 июня 1964 года, оставив после себя огромный фотоархив своих произведений.

Фотодокументы из личного архива Н.И. Свищова-Паолы