Вы здесь
Трахман Михаил Анатольевич
Михаил Анатольевич Трахман (1918–1976) родился в Москве. В 1936 г. после окончания школы он начинает работать на студии кинохроники и учится на курсах по специальности «ассистент оператора». С 1938 г. фоторепортер «Учительской газеты». В 1939 г. был призван в армию и участвовал в советско-финской войне. В годы Великой Отечественной войны Михаил Трахман являлся фотокорреспондентом Совинформбюро. Основным его оружием был знаменитый фотоаппарат «Лейка», но часто в его руки попадало и боевое оружие. Он снимал в блокадном Ленинграде, на псковском и белорусском фронтах. Участвовал в освобождении Польши, Венгрии. Наиболее известны его фотографии из партизанской серии, сделанные в тылу врага. В своих дневниках он писал: «много снимаю, хотя знаю, что 80% снятого пойдет в корзину, но снимать нужно, так как такие вещи бывают раз в жизни». Его военные фотографии сделали его одним из создателей золотого фонда военного репортажа. Это фотографии очевидца, участника боев. Михаил Трахман награжден орденом Красной звезды и медалями «За оборону Ленинграда» и «Партизанской медалью», которой особенно дорожил. После демобилизации из армии с 1946 г. М.А. Трахман работал фотокорреспондентом в журнале «Огонек», с 1949 по 1957 гг. – в фотоиздательстве ВСХВ (ВДНХ СССР), с 1957 по 1959 гг. – в журнале «Советский экран», в эти годы он создает фотопортреты киноактеров, которые разошлись огромными тиражами в фотооткрытках – предмет собирательства и коллекционирования в 50-е годы прошлого века. С 1959 по 1976 год он – специальный корреспондент «Литературной газеты». В годы работы в «Литературке» Михаил Трахман ездит с творческими командировками по Советскому Союзу и в страны, где он прошел с винтовкой и фотокамерой двадцать лет назад. Результатом этих поездок были выставки и 14 фотоальбомов, которые он издал совместно с Юрием Нагибиным, Андреем Вознесенским, Еленой Ржевской, сегодня они стали библиографической редкостью. В начале 60-х годов по заданию «Литературной газеты он едет в Ленинград, который уже снимал зимой 1941–1942 гг. Теперь, в мирные 1960-е гг. его фотографии Ленинграда торжественны и статичны. Автор любил этот город и показал его в своем торжественном великолепии, застывшем вечным городом. Он ходил с камерой по улицам Ленинграда и снимал восстановленные улицы, дворцы, фонтаны. Жанровые фотографии этого периода полны оптимизма и сегодня выглядят современно. Его, человека, прошедшего войну, привлекали молодежь, не знавшие тягот и лишений войны. Его герои легки и целеустремленны. Девушки красивы, юноши надежны. Фотография «После занятий», сделанная в день последнего звонка на Ленинских горах яркий пример периода «Литературной газеты», редкий номер которой выходил без его фотографий. Умер в Москве в 1976 г. |